![]() |
Новосибирский Государственный Педагогический Университет |
| На главную | МЭБО-центр | МЭБО-неделя | Фотогаллерея | Ссылки | Библиотека | Форум |
Обоснование значимости программы
Этапы и сроки реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Предполагаемые конечные результаты
Механизмы реализации программы
Информационная карта программы
Основной целью данной программы является создание экологических троп как средства информирования молодого поколения об особенностях истории взаимоотношений общества и сибирской природы, формирования у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности, создания условий для эффективной природоохранной деятельности. В соответствии с данной целью, провозглашающей внедрение принципов устойчивого развития в сферу образования, в рамках программы предполагается решить следующие задачи:
Известно, что молодые люди студенческого возраста активно пытаются найти для себя область успешного самоутверждения, в противном случае им грозит болезнь, невротизация, или даже уход в криминальную жизнь, а ведь именно в этом возрасте происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности.
В соответствии с новой парадигмой, цели воспитания молодежи должны, прежде всего, заключаться в создании условий, необходимых для освоения личностью культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством. Важнейшим средством воспитания является также помощь воспитуемому в раскрытии его внутреннего потенциала, в движении по пути самореализации. Достигнуть этого нельзя без стимулирования познания человеком самого себя, выработки индивидуального стиля жизни и деятельности. Таковы современные параметры демократического воспитания молодежи (Смирнов С.Д., 2001).
Это значит, что цели воспитания не могут быть директивными, авторитарными, они могут только полнее раскрывать поле выбора перед воспитанником, а право выбора всегда остается за ним. Как же можно реализовать такой подход в воспитании современной молодежи?
У студентов, по сравнению с другими представителями своей возрастной группы, вузовское обучение отнимает большое количество времени и энергии, что приводит к снижению физиологических показателей и задержке их социального становления. В этой ситуации привлечение студентов к участию в социально-значимых экологических проектах является наиболее оптимальным условием для выравнивания этих показателей.
Наибольший эффект в воспитании молодежи обеспечивает ситуация, когда студенты и преподаватели вместе решают социально-значимые задачи, стоящие перед обществом с применением тех теоретических и прикладных знаний, которые они осваивали в учебном процессе. Такое равенство, партнерство и взаимное уважение друг к другу лежит в основе педагогики сотрудничества (Сухомлинский В.А., 1979; Амонашвили Ш.А. 1989).
С учетом всех вышеперечисленных фактов, реализация этой программы строится на активном вовлечении студентов Новосибирского государственного педагогического университета в проект создания экологических троп Новосибирской области. В рамках данной программы студенты участвуют в реализации действительно социально-значимого проекта.
Экологические тропы – это перспективный опыт в развитии экскурсий и в целом, туристической деятельности, как средства охраны природных и культурных территорий. В процессе создания таких маршрутов студенты активно собирают данные по истории родного края, уникальности и степени деградации природных объектов, в результате чего они восстанавливают картину многоаспектного взаимодействия человека и сибирской природы. Работа по созданию и «введению в эксплуатацию» экологических троп предполагает не только предварительное социо-экологическое исследование, а и создание самой экскурсии для выбранного маршрута, предполагающего активное вовлечение экскурсантов (школьников) в игры, развивающие целостное эмоциональное восприятие природы, позволяющие реализовать принцип «скрытого обучения».
Современная экотропа – это экскурсия, построенная на интерактивных формах работы с экскурсантами, и по маршруту, который составлен с учетом максимального сохранения главного туристического ресурса – уникальной сибирской природы. Таким образом, в этой программе студенты могут реализовать все свои профессиональные возможности – от исследовательских до педагогических.
Данный концептуальный подход к построению сети экологических троп соответствует международным принципам сохранения природы: «… <природные территории>должны использоваться для углубления наших знаний о взаимодействии человечества с природной средой благодаря осуществлению программ популяризации, информации и образования в долгосрочной перспективе связи поколений» (Севильская стратегия для биосферных резерватов, 1995). Кроме того, создание экологических троп соответствует концепции экологического туризма:
Таким образом, концептуальные подходы данной программы сочетают в себе инновационные формы современного воспитания (педагогика сотрудничества и проектная педагогика) и современные подходы и международные принципы сохранения культурного и природного наследия средствами экологического образовательного туризма.
Данная программа представляет собой поэтапную систему внедрения и реализации сети экологических троп для конкретных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей силами студентов и преподавателей Новосибирского государственного педагогического университета вне учебной деятельности. Программа включает в себя три этапа:
| информационно-подготовительный: мобилизация и подготовка студентов для работы в программе, информирование целевой группы и сбор портфеля заявок от потенциальных участников (образовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря) | |
| основной: экспедиционные выезды по поступившим заявкам, обследование предлагаемых полигонов, создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для педагогических работников по их эксплуатации, обучение местных педагогов правилам сохранения и эксплуатации троп. | |
| итоговый: проведение семинара-конкурса по обмену успешным опытом сохранения и эксплуатации троп, издание и распространение материалов программы. |
Формирование условий, обеспечивающих возможность участия каждого человека в решении социальных, экологических и экономических проблем относится к числу основных задач, стоящих перед российским обществом. В современном обществе гражданское становление молодого специалиста, выпускника зависит от его умения вести самостоятельно наблюдения и исследования природных и социально-экономических явлений и процессов, способностей анализировать и обобщать информацию, навыков эффективного принятия решений (Калинин В.Б., «Проект государственной концепции образования для устойчивого развития Российской Федерации», 2001). Решение этой задачи связано с внедрением в образовательную сферу новых технологий, направленных на личный рост, самореализацию учащихся. Это значит, что необходимо обеспечить выпускника не столько суммой знаний, сколько умением собирать эти знания для адаптации в постоянно меняющемся обществе, проектировать и воплощать в жизнь эффективные решения проблем, соответствующие приоритетам устойчивого развития демократического общества. Вовлечение молодых граждан в общественно значимые проекты еще со студенческой скамьи позволяет максимально приблизить его к реалиям современной жизни, отработать навыки успешного взаимодействия с различными слоями общества, совершенствовать свои профессиональные навыки.
Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам Программы «Модернизация системы образования России». Действительно, очень часто учителям и работникам учреждений дополнительного образования просто не хватает ресурсов для подготовки такой серьезной формы работы, как экскурсия на природе. Тем более это касается экологических троп, для реализации которых надо не только подробно изучить маршрут, но и продумать элементы исследовательской деятельности школьников, специальные игры на природе, оздоровляющие детей, позволяющие им отдохнуть и получить удовольствие от общения с природой. А ведь прототип экологических троп – учебные прогулки – самая древняя и самая оптимальная форма обучения и воспитания, сочетающая в себе разнообразнейшую учебную и практическую деятельность. Именно непосредственное общение с природой и культурными ландшафтами дает максимальное количество знаний о родном крае, о позитивных и негативных процессах, происходящих в «среде обитания» человека. Именно на экологической тропе ученики находят ответы на вопросы о том, как человек воздействует на природу, как природа воздействует на человека, как сделать так, чтобы эти взаимодействия были гармоничными. В конце концов, именно при критическом взгляде на то, что тебя окружает, приходит понимание своего места в окружающем мире, осознание «чувства хозяина», желания изменить этот мир к лучшему.
Создание сети экологических троп в зонах отдыха Новосибирска и области позволит улучшить отношение отдыхающих к рекреационным лесам и создать условия для инициирования и реализации школьных природоохранных проектов.
| Этап программы | Содержание работ | Сроки реализации | Показатель эффективности |
|---|---|---|---|
| I информационно-подготовительный | Мобилизация и подготовка студентов НГПУ для работы в программе | Апрель 2002 | 4 студенческих отряда по 15 человек, успешно закончивших тренинг по подготовке экотроп |
| Информирование целевой группы сбор портфеля заявок от потенциальных участников (образовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря) | Май 2002 | Заключение договоров как минимум с 8 учреждениями образования (и) или озд. лагерями | |
| II основной | Экспедиционные выезды по поступившим заявкам, обследование предлагаемых полигонов | Июль 2002 | Сбор первичных данных на 8 полигонах |
| Создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для педагогических работников по их эксплуатации | Июль – Август 2002 | Создание 8 методических рекомендаций по проведению экологических троп с картосхемами маршрута и видео – сопровождением | |
| Обучение местных педагогических работников правилам сохранения и эксплуатации троп | Июль – Август 2002 | Проведение 8 тренингов на местах с педагогами, работающими по программе | |
| III итоговый | Организация и проведение семинара-конкурса по обмену успешным опытом сохранения и эксплуатации троп на базе НГПУ. | Ноябрь 2002 (осенние каникулы) | Семинар-конкурс «Экологические тропы Новосибирской области» с 30 педагогами, работающими на местах и студентами – участниками программы, репортаж в региональных новостийных программах СМИ, создание видео-ньюс-релиза программы. |
| Издание и распространение материалов программы | Декабрь 2002 – Февраль 2003. | Издание методического пособия «Экологические тропы Новосибирской области» объемом 10 п.л. и рассылка по школам и УДО области. |
| Должность в программе | Выполняемая работа | Персоналии |
|---|---|---|
| Главный научный редактор | Редактирование методических рекомендаций по созданию и эксплуатации экологических троп | Д.б.н., проф., зав. кафедрой ботаники и экологии НГПУ, засл. работник образования РФ – Ж.Ф. Пивоварова |
| Научные консультанты | Информационная поддержка, консультации по ходу выполнения программы. | Научные сотрудники:
|
| Координатор программы | Организационная работа по программе, ведение обучающих программ, создание методических материалов. | К.б.н., доц. кафедры ботаники и экологии – С.А. Гижицкая |
| Руководители студенческих отрядов | Соруководство по программе, ведение образовательных программ, создание методических материалов по программе. | К.б.н., доц. кафедры ботаники и экологии – Л.В. Факторович, Аспиранты кафедры ботаники и экологии – Е.Ю. Землякова, А.А. Кузнецова. |
| Исполнители программы | Текущая техническая работа по программе (информирование участников, сбор первичного материала, помощь в подготовке методических материалов, помощь в организации обучающих программ, обучение в программе) | 60 студентов 2 – 4 курса естественно-географического факультета Новосибирского государственного педагогического университета. |
Программа «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи» реализуется на базе научно-образовательного центра по экологическому образованию и просвещению (МЭБО-Центр) кафедры ботаники и экологии Новосибирского государственного педагогического университета. Он связан многолетними и прочными отношениями сотрудничества как с образовательными учреждениями, с кафедрой естествознания НИПКиПРО, так и с академическими институтами СО РАН. Поэтому процесс управления программы подкреплен уже существующей системой взаимоотношений.
Координирующий центр сосредоточен в МЭБО-Центре, в нем же работают студенты, активно занимающиеся общественной работой, связанной с экологическим образованием, просвещением и воспитанием.
| Формирование навыков создания и эксплуатации экологических троп у 60-ти студентов, успешно участвующих в данной программе, что позволит им активно применять полученный опыт в дальнейшей профессиональной работе и активно конкурировать на рынке образовательных услуг как специалистам, владеющим современными образовательными технологиями. | |
| Включение интерактивных и здоровьесберегающих технологий в практику учебного процесса и общественной работы как минимум, 8 учреждений образования. Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде. | |
| Создание сети экологических троп, которые позволят следить за состоянием и изменениями природных территорий города Новосибирска и области, знакомить школьников и студентов с историей родного края, воспитывать у них чувство ответственности перед будущими поколениями за природное и культурное наследие Сибири. | |
| Распространение методического пособия «Экологические тропы Новосибирской области» позволит информировать педагогическую общественность о передовом опыте создания и эксплуатации экологических троп, о истории взаимоотношений общества и сибирской природы, об уникальных природных объектах, что позволит обогатить краеведческую компоненту в школьных предметах. |
Основными элементами механизмов реализации программы являются следующие:
Данные элементы являются необходимыми в механизме конструирования образовательной технологии инновационного типа. Таким образом, данная программа построена по алгоритму инновационного проекта: изучение потребностей субъектов сферы образования получение новых научных данных (средовая компонента + педагогическая компонента) => применение новых данных в конструировании образовательной технологии => внедрение нововведения (методики экотроп) в учреждения образования => анализ эффекта (педагогического + природоохранного) от нововведения => тиражирование успешного опыта в сфере образования.
Данная программа является логическим продолжением проекта по организации экологических троп города Новосибирска, которые был реализован в 1998 году. По его результатам было издано методическое пособие:
Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы города Новосибирска: Методическое пособие для учителей биологии, методистов СЮНов, руководителей детских экологических организаций. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. – 95 с.
Вниманию специалистов предлагалось несколько экологических маршрутов, заложенных в рекреационных зонах с различной степенью антропогенной нагрузки. В пособии предлагались конкретные примеры интерактивных методов работы со школьниками, развивающих их экологическое мышление и культуру, формирующих их ответственное отношение к природным объектам и стимулирующие природоохранную деятельность.
Данная работа была востребована и быстро распространилась среди педагогической общественности. Материалы были переизданы в Сибирском вестнике экологического образования, в выпусках экологической библиотеки «ИСАР – Сибирь». Описанные алгоритмы создания экотроп активно используются студентами педагогического университета на педагогических и полевых практиках.
В настоящий момент созрела необходимость в расширении этой программы. И самое главное – в установлении эффективной обратной связи с педагогами, использующими данные методики в своей работе и обучению заинтересованных специалистов.
Зав. кафедрой ботаники и экологии
д.б.н., проф. Ж.Ф. Пивоварова
Областная функциональная программа «Молодежь России (2001 – 2005 годы)»
| 1. Полное название программы | «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи» |
|---|---|
| 2. Цель программы | Основной целью данной программы является создание экологических троп как средства информирования молодого поколения об особенностях истории взаимоотношений общества и сибирской природы, формирования у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности, создания условий для эффективной природоохранной деятельности. |
| 3. Адресат проектной деятельности | 1. Студенты НГПУ 2. Педагогические работники Новосибирска и области 3. Школьники города и области |
| 4. Краткое содержание программы | Данная программа представляет собой поэтапную систему внедрения и реализации сети экологических троп для конкретных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей силами студентов и преподавателей Новосибирского государственного педагогического университета вне учебной деятельности. Программа включает в себя три этапа: информационно-подготовительный: мобилизация и подготовка студентов для работы в программе, информирование целевой группы и сбор портфеля заявок от потенциальных участников (образовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря) основной: экспедиционные выезды по поступившим заявкам, обследование предлагаемых полигонов, создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для педагогических работников по их эксплуатации, обучение местных педагогов правилам сохранения и эксплуатации троп. итоговый: проведение семинара-конкурса по обмену успешным опытом сохранения и эксплуатации троп, издание и распространение материалов программы. |
| 5. Ожидаемый результат | 1. 60 студентов, обладающих современной образовательной технологией и активно занимающихся общественной краеведческой работой. 2. Сеть экологических троп Новосибирской области 3. Сеть образовательных учреждений, проводящих на экотропах социально-экологические исследования и природоохранные проекты силами педагогов и школьников. |
| 6. Авторы программы | К.б.н., доц. Гижицкая С.А., К.б.н., доц. Факторович Л.В. Асс. Землякова Е.Ю. Асп. Кузнецова А.А. |
| 7. Почтовый адрес авторов программы | 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, НГПУ, МЭБО-Центр |
| 8. Телефон, факс, электронный адрес авторов программы | Тел. (383-2) 68-01-15, Факс (383-2) 68-02-97 mebo@ngs.ru |
| 9. Субъект Российской Федерации, рекомендующий программу | Комитет по делам молодежи Администрации Новосибирской области |
| 10. География участников программы | Новосибирская область |
| 11. Количество участников программы | 5 соруководителей проекта, 60 студентов, 5 научных консультантов, около 25 педагогических работников и около 200 школьников ежегодно. |
| 12. Сроки проведения программы | Апрель 2002 – Февраль 2003 |
| 13. Количество смен | |
| 14. Тип лагеря | По запросам детских и образовательных учреждений экологические тропы организуются и сдаются в эксплуатацию для любых типов лагерей. |
| 15. Имеющийся опыт в реализации программы | Данная образовательная технология реализуется авторами с 1998 года, имеются публикации с 1999 года. |
| 16. Финансовое обеспечение программы | Транспортные, командировочные расходы и ФОТ оплачивается за счет средств НГПУ, остальное – за счет гранта. Общая стоимость проекта (не учитываются командировочные и транспортные расходы) составляет 73 606,8 руб. |
| 17. Особая информация и примечания | В настоящий момент НГПУ обладает профессиональной «командой» заинтересованных специалистов под руководством д.б.н., проф., зав. каф. ботаники и экологии Жанны Филипповны Пивоваровой, которые занимаются подготовкой и проведением данной программы. Результаты их исследовательского проекта «Развитие альтернативных форм экологического образования и просвещения», осуществляемого сначала на общественных началах в НКО «Экологический клуб АВИЕС» с 1995 г. получили высокую оценку. Сейчас созданные этой командой инновационные образовательные технологии в сфере экологии активно внедряются в учебный процесс, а коллектив институционально оформлен в Научно-методический центр по экологическому образованию и просвещению НГПУ – МЭБО-Центр. |
| Карта сайта
|