 |
Новосибирский Государственный Педагогический Университет
Кафедра ботаники и экологии Научно-Методический Центр по Экологическому Образованию и Просвещению
МЭБО-центр
|
Проекты НАЗАД
I Пояснительная записка
1.1 Место, цели и задачи курса
- Цель
- сформировать системные знания о содержании, принципах развития и организации экологического туризма.
- Задачи:
- Изучение основных положений, раскрывающие содержание, принципы и основные тенденции развития экологического туризма.
- Изучение форматов экологических туров для различных целевых групп.
- Знакомство с основными методами формирования экологически грамотного туристического маршрута в разнообразных ландшафтах.
- Освоение основных навыков и умений комплектации и организации разнообразных тематических туров в сфере экологического просвещения и образования.
- Знакомство с особенностями рекреационных областей Западной Сибири и спецификой формирования, в их пределах, экологических троп.
1.2 Требования к знаниям и умениям
В результате освоения данного курса слушатели должны:
 | Знать основные положения экологического туризма и форматы экологических туров для различных целевых групп.
|
 | Уметь использовать методы формирования экологически грамотного туристического маршрута в разнообразных рекреационных ландшафтах Западной Сибири.
|
 | Уметь подготовить и организовать основные варианты тематических туров в сфере экологического просвещения и образования.
|
1.3 Принципы построения программы и обоснование структуры курса
Фундаментальной основой курса «Экологический туризм» являются законы устойчивого функционирования экосистем в сочетании с основными положениями природоохранной биологии, а также знание эффективных методов и приемов экологической педагогики и психологии. Необходимым компонентом курса является использование основ туристической деятельности. Синтетический, комплексный характер программы предопределяет пошаговую стратегию в освоении содержания данного курса. Весь материал разбит на 4 блока.
II Содержание учебной дисциплины «Экологический туризм»
1 Феномен туризма
 | История развития туризма:
|
- Первые путешественники, географические открытия, достопримечательности
- История появления и развития первых турагентств, организованных экскурсий
- Связь между развитием транспорта и появлением туризма
- Роль науки и образования в развитии туризма
 | Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
|
- Определение понятий путешествие, туризм, рекреация
- Мотивация туризма и путешествий и характеристика потребителей туристического продукта
- Основные сегменты индустрии туризма в мире и России
- Туризм как сектор экономики, маркетинг в туризме
- Перспективы развития туризма
2 Концепция экологического туризма
 | История появления и развития экологического туризма. Первые экологические тропы.
|
 | Современное состояние экологического туризма (ЭТ)
|
- Характеристика мотивации и причин ее усиления для ЭТ
- Характеристика потребителей ЭТ
- Доля ЭТ в общей туристической деятельности
- Аспекты ЭТ (духовно-нравственный, экономический, культурный, исторический, природоохранный)
- Характеристика ресурсов ЭТ
- Принципы и правила организации ЭТ
 | Виды экологического туризма (ЭТ)
|
- По роду деятельности: приключенческий ЭТ, познавательный, образовательный ЭТ, научный ЭТ, событийный ЭТ, спортивный игровой ЭТ, духовный ЭТ, бытовой ЭТ, творческий ЭТ
- По объектам ЭТ: биотуризм, природный туризм, агротуризм
- По степени воздействия на окружающую среду: разрушающий туризм, устойчивый, поддерживающий туризм
3 Характеристика ресурсов экологического туризма
- Классификация рекреационных ландшафтов
- Особенности использования различных рекреационных ландшафтов
- Характеристика деградации природных экосистем, находящихся под рекреационным воздействием
- Экологический менеджмент ресурсов ЭТ
4 Организация и анимация экологических туров
 | Подготовка похода
|
- Формулирование цели и задач похода, определение маршрута
- Подготовка снаряжения, подготовка питания, организация походного быта
- Тактика и техника движения в походе
- Техника безопасности и доврачебная помощь в походе
- Подведение итогов после похода
 | Создание среды общения в «малых группах»
|
- Упражнения для установления межличностного взаимодействия
- Упражнения для определения проблем и принятия решений
 | Организация познавательной, общественно-полезной деятельности в ЭТ
|
- Упражнения на оптимизацию цельного восприятия природной среды
- Организация общественного экологического мониторинга
- Организация участия в местных природоохранных проектах
Тематический план
| Наименование блока, раздела, темы
| Аудиторные занятия в уч. ч
|
| Лекции
| Занятия
|
| Феномен туризма
|
- История развития туризма
- Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
| 4 |
|
| 6 | 4
|
| Концепция экологического туризма (ЭТ)
|
- История появления и развития ЭТ. Первые экологические тропы
- Современное состояние экологического туризма (ЭТ)
- Виды экологического туризма (ЭТ)
| 4 |
|
| 6 | 4
|
| 6 | 4
|
| Характеристика ресурсов экологического туризма
|
- Классификация рекреационных ландшафтов
- Особенности использования различных рекреационных ландшафтов
- Характеристика деградации природных экосистем в рекреации
- Экологический менеджмент ресурсов ЭТ
| 4 |
|
| 4 | 4
|
| 6 | 6
|
| 8 | 8
|
| Организация и анимация экологических туров
|
- Подготовка похода
- Создание среды общения в «малых группах»
- Организация познавательной, общественно-полезной деятельности в ЭТ
| 2 | 6
|
| 4 | 8
|
| 4 | 8
|
| Зачётное задание
|
| Итого | 100
|
Список литературы
Основная литература
- Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы города Новосибирска. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
- Квартальнов В.А. Туризм: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320 с.
- Куликов В.М.,Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: уч.-метод. пособ-е – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Дополнительная литература
- Отношение школьников к природе / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1988.
- Хассард Дж. Уроки естествознания – М.: Центр «Экология и образование», 1993
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под. ред. Л.П. Печко. М.: Просв., 1984.
- Экологическое образование школьников / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1983.
- Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Просвещение, 1989
|