Новосибирский Государственный Педагогический Университет
Кафедра ботаники и экологии
Научно-Методический Центр по Экологическому Образованию и Просвещению
МЭБО-центр

На главную МЭБО-центр МЭБО-неделя Фотогаллерея Ссылки Библиотека Форум

Проекты НАЗАД

Учебная программа по курсу
«Школа экологических проектов»

I Пояснительная записка

1.1 Место, цели и задачи курса

Цель
сформировать системные знания и умения организации экологической деятельности в рамках дополнительного образования школьников и работы детских и юношеских неправительственных экологических организаций.
Задачи:

1.2 Требования к знаниям и умениям

В результате освоения данного курса слушатели должны:
Знать основные законы социальной экологии
Знать цели, задачи, содержание, принципы построения и основные тенденции развития общественной экологической деятельности
Владеть основными методами формирования экологического сознания и культуры
Освоение основных навыков и умений формирования проектного мышления и организации деятельности в сфере экологии у школьников и молодежи
Знакомство с региональными особенностями инициирования экологической деятельности общественности в Западной Сибири и Новосибирской области

1.3 Принципы построения программы и обоснование структуры курса

Фундаментальной основой курса «Школа экологических проектов» являются законы социальной экологии, а также знание эффективных методов и приемов экологической педагогики и психологии. Необходимым компонентом курса является использование методов проектной, креативной педагогики. Прикладной характер программы предопределяет пошаговую стратегию в освоении содержания данного курса, результатом которой должно стать умелое владение навыками организации экологической проектной деятельности. Весь материал разбит на 4 блока.

II Содержание учебной дисциплины «Школа экологических проектов»

1 Формирование экологического мировоззрения и культуры

История развития экологического мировоззрения в мире и России:
Модели и содержание экологического образования (ЭО)

2 Организация общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений (по материалам сайта ГЭЭ)

Предпосылки и условия общественного участия (ОУ)
ОУ в государственной системе принятия решений
Формы и методы ОУ в процессе подготовки и принятия решений

3 Основы управления проектным циклом в сфере образования (по материалам программы ТАСИС)

Проектный цикл: определение понятий
Логический структурный подход (ЛСП) – инструмент дизайна и анализа проекта
Использование ЛСП для разработки плана мероприятий и расходования ресурсов

4 Разнообразие экологических проектов

Школьный экологический мониторинг (ЭМ)
Формы и методы экологического познания через ощущения, переживания и практическую деятельность

Тематический план

Наименование блока, раздела, темы Аудиторные занятия в уч. ч
Лекции Занятия
Формирование экологического мировоззрения и культуры
  • История развития экологического мировоззрения в мире и России
  • Модели и содержание экологического образования
6
64
Организация общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений (по материалам сайта ГЭЭ)
  • Предпосылки и условия общественного участия (ОУ)
  • ОУ в государственной системе принятия решений
  • Формы и методы ОУ в процессе подготовки и принятия решений
40
64
64
Основы управления проектным циклом в сфере образования (по материалам программы ТАСИС)
  • Проектный цикл: определение понятий
  • Логический структурный подход (ЛСП) – инструмент дизайна и анализа проекта
  • Использование ЛСП для разработки плана мероприятий и расходования ресурсов
44
44
66
Разнообразие экологических проектов
  • Школьный экологический мониторинг (ЭМ)
  • Формы и методы экологического познания через ощущения, переживания и практическую деятельность.
26
816
Зачётное задание
Итого50

Список литературы

Основная литература

  1. http://expertiza.ru/p7/soder.html Рекомендации по организации общественного участия в подготовке и принятии экологически значимых решений
  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000
  3. Борейко В.Е., др. Спутник юного защитника природы. Новосибирск: 2001
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  5. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999
  6. Краткий курс Управления Проектным Циклом: учебное пособие. Петрозаводск: Техническое бюро ТАСИС, 2001
  7. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: «Юнисам», 1996
  8. Философия экологического образования. М.: Прогресс – Традиция, 2001.

    Дополнительная литература

  9. Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы города Новосибирска. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999
  10. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: уч.-метод. пособ-е – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  11. Отношение школьников к природе / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1988.
  12. Хассард Дж. Уроки естествознания – М.: Центр «Экология и образование», 1993
  13. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М.: Просвещение, 1989
  14. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под. ред. Л.П. Печко. М.: Просв., 1984.
  15. Экологическое образование школьников / под. ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной, М.: Просв., 1983.

Разработчик:
доцент кафедры ботаники и экологии
к. б. н. С.А. Гижицкая
В начало