Глоссарий

Акафист — в православном храме песнопение во славу Христа, Богородицы и святых, исполняемое всеми присутствующими стоя. В иконописи — название композиции на тему такого песнопения.

Алконост, алконос — в византийских и русских легендах эпохи средневековья райская птица с лицом человека, часто сравнивается с другой райской птицей — Сирином; восходит к древнегреческому мифу об Алкионе, превращенном богами в зимородка.

Аллегория — иносказание, т.е. изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы (например, лев олицетворяет силу, змея — мудрость); обилие аллегорий свойственно русской иконописи XVIXVII вв.; языком аллегорий широко пользовался Максим Грек (см.: Приложение 22).

Алтарь — в старину: то же, что жертвенник; восточная часть внутреннего помещения храма с престолом, отделенная иконостасом или алтарной преградой.

Амвон — в современных храмах это центральная часть солеи (см.), расположенная напротив царских врат.

Аналой (точнее аналогий) — высокий столик с покатым верхом; употребляется для богослужебных книг и икон.

Анафора, или канон Евхаристиипоследование молитв, которые читают и поют во время таинства Евхаристии.

Антифон — песнопение, исполняющееся поочередно двумя хорами. Антифонное пение ведет начало из Иерусалимского храма; в западное богослужение введено св. Амвросием Медиоланским (IV в.).

Антропоморфизм — очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, мифологических существ.

Апокалиптика — древний жанр религиозных откровений, видений и пророчеств о развитии мира и конце света.

Апокриф — книги, содержащие тайные учения и доступные только жрецам или посвященным. В христианстве книги, подлинность которых не признана официальной церковью и потому не вошедшие в Библию.

Апостол — 1) первоначально странствующий проповедник, позже — один из двенадцати учеников Христа; 2) книга, содержащая Деяния и Послания свпостолов. «Апостол» употребляется при богослужении.

Архаика — ранний этап в истории развития какого-либо явления (например, древнегреческая архитектура).

Архангел — старший ангел. Из семи архангелов христианская иконография выделяет трех: Михаила, Гавриила и Рафаила.

Архетип — прообраз, исторически первый образец, от которого происходят все дальнейшие повторения и вариации данного художественного произведения.

Архитектура — зодчество, строительное искусство.

Базилика — античная и средневековая постройка вытянутой прямоугольной формы, разделенная на несколько продольных нефов (см.) рядами столбов или колонн. Первоначально, название дома главы государства архонта-базилевса в Афинах.

Барельеф — разновидность выпуклого рельефа, выступающего над плоскостью изображения не более, чем на половину своего объема.

Благовещение — изображение сцены сообщения архангелом Гавриилом благой вести Деве Марии о будущем рождении у нее сына Иисуса.

Богословие — церковное учение о Боге и догматах религии, о сущности и действии Бога.

Введение во храм — в христианской культуре сюжет передачи трехлетней Марии, дочери Иоакима и Анны, первосвященнику Иерусалимского храма для служения Богу.

Византийская культура — культура государства, образовавшегося в IV в. при распаде Восточной Римской империи и просуществовавшего до середины XV в. Название получила от греческого города Византии, на месте которого в 324—330 гг. была основана ее столица — Константинополь (с 1453 г. — Стамбул); византийское искусство, как и античное, шло по пути антропоморфизма с нарастанием отвлеченной экспрессии образа, выражало способность человека к высокому нравственному подъему.

Вознесение — в христианской культуре тема Вознесения Иисуса Христа на небо, происшедшее на сороковой день после Пасхи.

Восьмерик — в архитектуре восьмиугольное в плане сооружение, нередко на четырехугольном основании; так называемый «восьмерик на четверике».

Глазурьстекловидное защитно-декоративное покрытие на керамических изделиях, закрепленное обжигом.

Гласы — система из восьми церковных мелодий, разработанная своанном Дамаскином и св.Феодором Студитом. Гласы меняются в зависимости от вида песнопения и недели. Собрание глас называется октоихом, или восьмигласником.

Горки иконные — способ изображения скалистого пейзажа в средневековом искусстве, наиболее полно проявившийся в древнерусской иконописи. Своеобразные формы иконных горок — результат особого вогнутого живописного пространства, возникающего в системе обратной перспективы.

Гульбище — в древнерусской архитектуре крытая галерея, приподнятая над землей на столбах или аркадах и идущая вокруг всего здания.

Движки — в древнерусской иконописи и фреске техника пробелов отдельными светлыми мазками, штрихами поверх вохрения, личного письма; по византийской традиции движки выявляют выступающие (освещенные) части ликов и кистей рук изображаемых персонажей. Другое название — оживки.

Деисус (правильнее Деисис) — ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от Него Богоматерь, слева — Иоанн Креститель, молитвенно простирающие руки ко Христу.

Дискос — круглое блюдо, поднос, вместе с чашей (потир) — предметы таинства святого причастия (Евхаристии) христианского богослужения. Предмет ювелирного искусства Византии.

Догматик — церковное песнопение в честь Богоматери, которое поется на всенощной накануне воскресенья.

Донатор — строитель (заказчик, даритель), изображаемый с моделью храма в руках или среди святых в заказанной им религиозной композиции.

Евангелие (греч. благая весть, благовествование) — раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Церквью признаны каноничными четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Каноничные Евангелия — один из главных источников христианского вероучения и культа.

Евхаристия — 1) одно из важнейших таинств христианской церкви, Вечеря Господня, на которой освящаются хлеб и вино; 2) в христианском искусстве изображение благодарственной молитвы или сцены причащения хлебом и вином, символизирующей единение с Телом и Кровью Христа Спасителя. Ектения — ряд призывов к молитве, произносимых диаконом (или священником).

Елей — масло оливы (или другое растительное масло), которое употребляется в церкви для помазания.

Епископ — в православной и католической церквах духовный сан священнослужителей, глав церковно-административных округов (епархий, диоцезов).

Епитрахиль — отличительный знак иерейского сана в виде скрепленной на груди длинной ленты, украшенной крестами; надевается на шею и спускается на грудь и спину.

Ересь — в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В период господства религиозной идеологии ереси зачастую выступали как специфическая форма социального протеста.

Житие — жизнеописание христианских святых; получило распространение в Византии и католических странах Европы с IV в., а на Руси с XI в. В иконописной и фресковой композиции — ряд изображений, повествующих о жизни и деятельности того или иного святого.

Закомара — в древнерусской архитектуре полукруглое завершение части наружной стены здания.

Знаменить, знаменщик — в древнерусском искусстве рисовать, писать, украшать — в смысле делать наиболее ответственную и сложную работу. Знаменщики — исполнители подготовительного рисунка — прописи икон, писание которых могло затем осуществляться младшими учениками.

Идол — первоначально небольшие по размеру статуэтки из камня, кости, дерева или глины, изготавливавшиеся со времен палеолита. Имели магическое и культовое значение. В более широком смысле — объект ритуального поклонения неразгаданным силам природы. Как символ язычества идолы осуждались и уничтожались христианами, поэтому в некоторых славянских языках слово идолище отождествлялось с чудовищем или дьяволом.

Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Иерей — официальное название православного священника.

Изразец — облицовочная керамическая плитка, покрытая с лицевой стороны глазурью. Изразцовое искусство пришло на Русь из Византии, но получило широкое распространение только с XV в.

Иконография — описание и изучение изображений каких-нибудь лиц или сюжетов в произведениях живописи, скульптуры; в христианском искусстве — это свод правил изображения лиц Священного писания; иконографией также называют совокупность изображений на определенную тему.

Иконопись — вид изобразительного искусства, зародившийся в IV в. в Византии и распространившийся на весь православный мир. (В католическом искусстве писались алтарные картины). Иконопись имеет культовое назначение.

Иконостас — преграда, отделяющая храм от алтаря и состоящая из нескольких рядов отдельных икон, установленных в определенном порядке на горизонтальных балках — тяблах. Иконостас возник в русском православном культе в XIIIXIV вв. Общая композиция иконостаса отражает идею небесной иерархии, «небесного града». В его центре находятся Царские врата; каждый ряд икон называется чином.

Икос — церковная песнь, или молитва, в которой прославляется подвиг святого или празднуемое событие.

Ипостась — первоначально философский термин, введенный последователями Аристотеля в значении «индивид», позднее был заимствован христианскими богословами и применялся ими в дальнейшем для обозначения каждого лица Троицы.

Ирмос — греческое название песен канона утрени.

Канон — 1) перечень книг, принятый христианской церковью в качестве Священного писания; 2) чинопоследование евхаристических молитв; 3) цикл молитв и песнопений утрени (состоит из 9 песен); 4) в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и калорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения.

Киноварь — минеральный краситель, добываемый из сернистой ртути; название ярко-алой краски.

Киот — первоначально, у древних евреев, ларь, где хранились Моисеевы скрижали Завета; затем, в византийских и древнерусских храмах, — поставец для хранения выносных двухсторонних икон; позднее — остекленный шкафчик для икон.

Клейма — в иконописи: небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, располагающиеся вокруг центрального изображения и повествующие о жизни или истории действующего лица.

Клирос — в христианских храмах правая и левая сторона солеи для хора.

Кокошник — у славянских народов вид женского головного убора в форме веера (полукружия) вокруг головы, декорировался кружевом, шитьем, бисером или жемчугом. Назван по сходству с гребнем на голове птицы. В русской архитектуре — килевидное, в виде заостренной арки завершение стены, аналогичное закомарам, но в отличие от них имеющее не конструктивное, а чисто декоративное происхождение.

Колорит — система цветовых сочетаний в произведениях искусства, соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета; одно из средств художественной выразительности.

Конек — деревянное резное украшение на крыше избы.

Крест — в древнейших культурах Востока, Передней Азии, Египта и Африки магический знак в виде двух пересекающихся под прямым углом линий, символ жизни, четырех стихий или животворящих сил (солнца, огня, ветра и воды). В древнееврейской религии — знак сопричастности к Богу, у древних греков — элемент орнамента, изначально заключавший в себе символику жизни. Новое значение приобретает крест в христианской культуре, где соединяются древняя символика креста как источника вечной жизни, бессмертия с символом страдания, Распятия и Воскресения Иисуса Христа.

Купол — в архитектуре внутренняя поверхность свода, близкая к полусфере. Арка и свод были известны еще в Древнем Двуречье, но купол как архитектурная форма начал широко применяться только строителями Древнего Рима.

Лазоревый, лазурь — светло-синий, ярко-голубой цвет, краска такого цвета, получаемая из синильной окиси железа.

Литургия — 1) общее название для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии.

Лицевая рукопись — название древнерусской рукописной книги, содержащей наряду с текстом иллюстрации — цветные миниатюры.

Логос — понятие древнегреческой философии, которое имеет несколько значений: «слово», «речь» «закон», «суть», «мировой разум»; в христианстве Логос как «божественная сила творения» был отождествлен с Сыном Божиим, Иисусом Христом.

Лопатка — в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене здания.

Миниатюра — первоначально изображение, сопровождавшее текст средневековых рукописей. Заглавные буквы или первые строки таких рукописей еще со времен древнеегипетских папирусов писались красной краской, отсюда название. В дальнейшем любое изображение малого размера.

Минея — книга, включающая молитвы и гимны святым в порядке дней их празднования. Миней 12, по одной на каждый месяц. Четьи-Минеи — жития святых, расположенные в календарном порядке.

Миро — благовонное масло, освящаемое патриархом или митрополитом раз в год. Употребляется для таинства Миропомазания.

Мозаика — картина или орнамент, выполненные из разноцветных материалов (кусочков стекла, камней и пр.), украшающие стену, пол или другие поверхности здания.

Наличник — обрамление оконного или дверного проема на фасаде или в интерьере здания.

Неф — продольная часть прямоугольного в плане здания, разделенного рядом колонн на три части: среднюю, более широкую и высокую и боковые; поперечный неф называется трансептом, находится по центру храма ближе к алтарю.

Нимб — в христианской иконографии — сияние в виде кружка вокруг головы, символ святости или божественного происхождения.

ОдигитрияПутеводительница») — в христианском искусстве иконографический тип Богоматери с поднятой для благославления правой рукой, с младенцем Иисусом.

Оклад — декоративное, защитное покрытие из металла (золота, серебра, латуни) иконы или переплета книги, украшенное чеканкой, филигранью, эмалью и т.п.

Омофор — длинная широкая полоса материи с изображениями крестов. Знак архиерейского сана.

Оранта — изображение женской фигуры с поднятыми вверх в молитвенном движении руками; в христианском искусстве — канонический тип изображения Богоматери.

Панагия — небольшая икона, которая носится на груди епископа как знак его сана.

Панихида — молитва за усопших.

Пантократор (греч. всевластитель) — поясное изображение Христа, благославляющего правой рукой и с Евангелием в левой (в своде купола).

Парус — в византийской и древнерусской архитектуре название одной из четырех вогнутых треугольных поверхностей, напоминающих наполненный ветром корабельный парус и оформляющих переход от прямоугольного в плане интерьера подкупольного пространства к круглому барабану купола.

Патриарх — глава автокефальной (самостоятельной) церкви.

Перспектива — система способов и приемов изображения пространства на плоскости в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения.

Покрова, Покров Богоматери — церковный праздник, установленный в XII в. в память о чудесном спасении Константинополя от сарацин после явления Богоматери, простирающей свой омофор над народом; традиционный сюжет иконописных композиций.

Полуустав — более поздняя, по сравнению с уставом, разновидность кириллицы. Полуустав получил распространение с XIV в. и послужил образцом для первопечатного русского шрифта.

Порфира — мантия монарха из багряного шелка, подбитого горностаевым мехом; отсюда порфироносный: царственный; порфирородный, багрянородный — царственный потомок.

Потир — в христианском искусстве украшенный драгоценными камнями кубок из позолоченного серебра. Вместе с дискосом потир используется в таинстве Евхаристии.

Праздничный ряд, чин — горизонтальный ряд икон, одна из основных частей композиции иконостаса, расположенная, как правило, над деисусным чином, в которой изображаются сцены из Нового Завета, соответствующие названиям отмечаемых православной церковью праздников.

Преображение — в древнерусском искусстве название композиции, изображающей сюжет Евангелия: проявление божественной сущности Иисуса Христа во время молитвы на горе Фавор с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом; в момент преображения Иисус показался в сиянии божественной славы в окружении ветхозаветных пророков Моисея и Илии.

Прорись — в древнерусской иконописи контурный рисунок, «перевод», сделанный с оригинала для нанесения на доску, процарапывания по левкасу (грунту). В более широком смысле — подготовительный контурный рисунок.

Пурпур — краситель красно-фиолетового цвета для окраски тканей, в античное время добывавшийся из тела пурпурной улитки. Пурпурный цвет — багряный, иногда его также называют порфировым. В христианском искусстве — символ божественной зари.

Рака — в христианском искусстве художественно оформленный ларец для хранения святых мощей.

Роспись — живопись на стенах, потолках, предметах быта и т.п., выполняемая кистью или заменяющим ее инструментом.

Саккос — верхнее архиерейское облачение из парчи.

Седмица — церковнославянское название недели.

Серафим — в христианской иконографии высший ангельский чин небесной иерархии; серафим изображается шестикрылым.

Символ — первоначально у древних греков какой-либо предмет как опознавательный знак для членов определенной общественной группы или тайного общества. В дальнейшем такой предмет стал заменяться изображением, постепенно терявшим внешнее сходство с объектом, поскольку его содержание отражало все более широкий круг идей. Значение изобразительных символов носит условный характер, оно складывается в силу традиций или вводится искусственно.

Скоропись — беглое письмо, преимущественно в древнерусских рукописях; отличается каллиграфичностью, изяществом, округлостью букв, получила особое распространение в XVII в.

Солея — возвышение перед иконостасом. Центральная часть солеи называется амвоном, боковые — клиросами.

София — в христианском искусстве символ Премудрости Божией, предвечного замысла творения, смысла и света истины. Также название иконописной композиции. Софию олицетворяет изображение ангела с длинными волосами и жезлом в руке, иногда — Богоматери или святой Троицы, реже — Иисуса Христа. София — символ зари, поэтому она пишется пурпуром.

Сошествие в ад — в древнерусской иконописи апокрифический сюжет, изображающий Иисуса Христа спускающимся в ад и вызволяющим несправедливо попавшие туда души праведников.

Спас — в древнерусском искусстве образ, изображение Иисуса Христа Спасителя на иконе, фреске, мозаике. «Спас Нерукотворный» — название композиции, изображающей подлинный лик Христа, чудесным образом отпечатавшийся на плате.

Средокрестие — внутреннее подкупольное пространство храма, образованное пересечением нефа и трансепта. Ему придается особое символическое значение как месту, где происходят главные религиозные таинства. В готических храмах над средокрестием возводится шпиль, а в византийских и древнерусских — купол.

Сретение — в древнерусском искусстве название композиции по Евангелию, изображающий встречу старца Симеона с Богоматерью и младенцем Христом в Иерусалимском храме. Благочестивому Симеону было обещано, что он не умрет до тех пор, пока не увидет Спасителя.

Станковое искусство — общее название произведений живописи, графики, скульптуры, не связанных с конкретным местом, средой, декорируемой поверхностью или утилитарными функциями. Такие произведения выполняются художником в мастерской, на станнке, и могут переноситься с места на место, выставляться в различных залах и т.п.

Стихарь — длинная одежда священнослужителей.

Стихиры — песнопения, посвященные празднику; поются за всенощной.

Столп — в древнерусском искусстве столб, колонна, башня, колокольня, столпообразный храм.

Темпера — краска, состоящая из пигмента, замешанного на яичном желтке, белке или казеине и разбавляемая водой. После высыхания в воде не растворяется. Была изобретена в Византии. Темпера позволяет создавать мягкие и разнообразные тональные переходы, отсюда название.

Трапезная — общая столовая в монастыре с подсобными помещениями при ней; в русской архитектуре, кроме того, обширная невысокая пристройка к западной части церкви.

Требы — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии и Рукоположения), а также молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и пр.

Требник — богослужебная книга с чинопоследованием треб.

Триодь — богослужебная книга, включающая чинопоследование служб предпасхального периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь цветная).

Триптих — композиция, состоящая из трех частей, относительно независимых друг от друга. В средневековом искусстве — трехстворчатый алтарь, складная икона; другое название — складень.

Троица — в христианском искусстве название композиции, изображающей триединую суть Бога (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух) в виде трех ангелов, каковыми они явились праведнику Аврааму в сцене, описанной в Ветхом Завете. Такая композиция называется Ветхозаветной Троицей. В Новозаветной Троице Бог Отец изображается в виде старца, каким он являлся пророку Исайе, Сын Божий — в виде проповедника, каким его видели люди, и Дух Святой — в виде голубя, каковым он явился при крещении Иисуса.

Тропарь — краткое песнопение, посвященное празднику или святому.

Тябло — ограда, отделяющая алтарь от остального помещения церкви; в русских церквах горизонтальный брус иконостаса, на котором устанавливаются иконы; иногда ряд икон над Царскими вратами.

Успение — в христианском искусстве сцена смерти Богоматери. В византийской и древнерусской иконописи композиция, показывающая всю небесную иерархию: тело усопшей Марии в окружении двенадцати апостолов, над ним сам Иисус, принимающий ее душу, ангелы, Дух Святой в виде голубя. Иногда всю композицию венчает изображение Бога Отца. В честь Успения Богоматери строились Успенские храмы. Отсюда также название мемориального архитектурного сооружения — усыпальница.

Устав — первая форма древнерусского шрифта — кириллицы, известная по рукописям с XI в. Отличается широким написанием букв, отсутствием промежутков между словами, характерными засечками треугольного вида, восходящими к греческим образцам.

Фаюмский портрет — искусство погребального портрета восковыми красками, возникшее в IIII вв. на стыке египетской и эллинистически-римской культур. Фаюмский портрет обычно рассматривают как один из истоков искусства иконописи.

Фелонь — верхняя одежда, риза православного священника, украшенная золотым и серебряным шитьем. Символизирует хламиду Иисуса Христа, которую на него в насмешку возложили римские воины, и толкуется как одежда истины.

Фреска — живопись по сырой штукатурке.

Херувим — один из высших ангельских чинов небесной иерархии, идущий вслед за серафимами; херувим — символ божественной славы.

Царские врата — в православных храмах центральные двухстворчатые двери, ведущие в алтарь; на створках Царских врат обычно изображаются четыре евангелиста и сцена Благовещения.

Часовня — маленькая церковь для отдельных, частных служб.

Четверик — в архитектуре четырехгранное в плане здания или его часть, перекрытое шатром или куполом. Во многих случаях между перекрытием и четвериком ставится промежуточное звено — восьмерик. Такая композиция называется «восьмерик на четверике».

Чин — порядок, правило формообразования; в древнерусском искусстве — синоним красоты, благолепия, идеального образца. В более узком значении — традиционный порядок расположения отдельных элементов композиции.

Энкаустика — распространенная в эпоху античности техника росписи, при которой воск — связующее минеральные пигменты вещество — посредством разогревания наносится на поверхности основы и вплавляется в грунт. Главное достоинство энкаустики — ее долговечность.

АГИОСИДЕРОН — греческое название железного била.

АГОГО — латиноамериканский колокольчик, распространенный преимущественно в Бразилии.

АДЖА — бразильский металлический колокольчик.

АККОРД КОЛОКОЛА — звуковой эффект, связанный с необычными акустическими свойствами колокола; заключается в одновременном звучании сразу нескольких доминирующих тонов. Считается идеальным, когда в основе А. к. лежит мажорное или минорное трезвучие, но стремление к этому скорее характерно для Западной Европы. Для русских же главный критерий — красочность звучания, особая красота тембра колокола, что часто достигается гармонической «неправильностью» (с точки зрения европейца) его звучания. Отлил он [князь Владимир] и колокола удивительного звучания, каких не было по всей земле.” (Галицко-Волынская летопись. XIII век)

АКУСТИКА КОЛОКОЛА — 1) особые свойства звучащего тела сложной формы, каковым является колокол; феномен А.к. заключается в наличии большого числа негармонических обертонов, которые как бы обволакивают и вуалируют основной тон колокола. Как сообщает музыкальный акустик Н. Гарбузов, “тембр звука колокола после удара не остается неизменным. В момент удара преобладает пятый частичный тон, но через три секунды самым сильным становится третий частичный тон, а пятый и все выше него лежащие частичные тоны затухают. За счет этого создается ощущение звуковой неустойчивости, «плавающих» гармоний и вообще неопределенности; 2) раздел науки, изучающий звуковые свойства колокола. От старинного Кремля / / Звон плывет волною.” (К.Бальмонт. Благовещенье в Москве) “Слух наш чутко ловит волны в перемене звуковой, / / Вновь спадает, вновь рыдает медно-стонущий прибой! (Э. По. Колокольчики и колокола. Пер. К. Бальмонта)

БАЛКА НЕСУЩАЯ — деревянная или металлическая перекладина на колокольне (или звоннице), к которой подвешивается колокол; крепление обычно жесткое — чтобы колокол не раскачивался во время игры; во избежание акустических метаморфоз между металлической Б.н. и креплением желательны деревянные прокладки.

БАРАН — часто встречаемое прозвище колокола, «голос» которого неудачно сочетается при одновременном звучании с другим колоколом звона; акустический эффект частотных биений при этом дает слуховое впечатление блеяния. “... язык от “Барана” также притянут веревкою, которая другим своим концом привязана к средине железных перил. У этой веревки, в разстоянии одного аршина от перил, есть петля; в петлю вложена одним концом деревянная доска. На эту доску звонарь ставит левую ногу, чтобы ударять в “Баран”.” (А. Израилев. Ростовские колокола и звоны)

БАСЫ — самые крупные колокола звонного подбора, те же большие; как и прочие (дисканты, альты и тенора) получили название согласно хоровой терминологии, предположительно не ранее конца XVII в., когда в русской церкви вступило в свои безраздельные права партесное, т.е. многоголосное хоровое пение с аналогичным разделением певческих голосов.

БЕРКОВЕЦ — старинная русская мера, которой нередко пользовались для обозначения веса колокола; равна 10 пудам (163,805кг).

Лета 7065-го колокол слили мастеры Матфейко и Куземка Михайловы, весом 16 берковсков и пол 5 пуда больших и 4 гривенки [около 165 пудов], а денежною проторою стал 313 рублев московских и 11 денег псковских.” (Строевский список Псковской летописи)

БИЛЕНЬ — то же, что било.

БИЛО — 1) сигнально-функциональный предшественник колоколов при церквах и монастырях; представляет собой деревянную (клен, бук) или

металлическую (чугун, железо и т.д.) доску любой формы — прямоугольной, дуго-, секиро- и пропеллерообразной, круглой, — по которой ударяют колотушкой или молотком. Деревянные Б. имеют до двух метров в длину и 13 см в ширину, но иногда они изготавливались в виде очень длинной узкой доски, до четырех метров (рис. 21). Металлические Б. изготавливались тоже разной величины. В зависимости от нее различают Б. малое и великое, кроме того имеется так наз. Б. трапезное. Различная толщина Б. (к концам и краям доски тоньше) дает возможность «музыкального», т.е. ритмо-интервального выстукивания. В некоторых местах, особенно в русских староверческих скитах употребляется до сих пор; 2)  колокол (церк.); 3) колокольный язык.

“...братиа же удариша в било, и собрашася вcu” (Никоновская летопись. 1074 год)

Когда приближается время заутрени, встает будильник и идет прежде к келье Игумена... Когда Игумен скажет изнутри: “Бог спасет тя”, будильник становится пред его кельей и... повелевает клепать в било. Когда клеплют, он обходит братские кельи и будит всех, громко говоря: “Благословите святий”. Когда обойдет все кельи, пономарь ударяет в другое било. В это время все монахи, собираются к церкви. При ударении, наконец, в малое било входят и становятся на паперти с Игуменом...

...В будние дни для сбора к девятому часу ударяли в малое било, перед началом вечерни — в большое, затем в медное или железное и уже после этого начиналась вечерня. Зов к полунощнице... били медленно до 50 раз. В это время братия пели полунощницу, по окончании ее ударяли в железное или медное било и начиналась утреня. На всенощной ударяли три раза: перед началом — для сбора братии, перед шестопсалмием — для второго сбора... Перед евангелием... в мирских церквах употреблялось только одно большое било.” (П. Казанский. История православного русского монашества)

БИЛО ВЕЛИКОЕ — разновидность била, большого размера; вешалось на башне или на столбах.

БИЛО МАЛОЕ — разновидность била сравнительно небольшого размера, которое во время клепания держится в руке (рис. 22)

Колокола не держат во Святой Софии, но бильцо мало в руце держа, клеплют на заутрени, а на обедни и на вечерни не клеплют, а по иным церквам клеплют и на обедни, и на вечерни.” (Антоний, Новгородский архиепископ о Царьграде)

БИЛО ТРАПЕЗНОЕбило, предназначенное для подачи сигнала при перемене кушанья за братской трапезой; употребляется обычно в монастырях, выполняет ту же функцию, что и кандия при тех же обстоятельствах.

“...и уже не ударить нам в било к трапезе... Можно ли ударить в било?(Житие Авраамия Смоленского. XIII век)

БИЛЬНИЦА — 1) место, где подвешено великое било, например, два столба с перекладиной; 2) колокольня (др.-рус.)

Идущу же ему единою, и ceбe опочивая под бильницею...” (Сказание о Мамаевом побоище)

БИТЬ — то же, что благовестить (церк.)

БИТЬ СКЛЯНКИ — отбивать колоколом время (морское); одна склянка равна 30 мин.

Звучит судовой колокол, отмечающий то или иное время. На кораблях глухо; бьет 8-я склянка.” (Л. Толстой. Севастополь в декабре)

Катился выстрел с адмиральского корабля. Били склянки.” (А. Толстой. Петр I)

БЛАГОВЕСТ — один из видов (жанров) церковного звона; производится с целью призыва христиан в храм на молитву, а также для оповещения о начале вечернего, утреннего и дневного богослужения и совершения важнейшей части литургии, начинающейся со слов “Достойно и праведно есть...”. В церковной практике сложилось два типа Б.: в один из больших или средний колокол и в несколько колоколов поочередно (см.: Благовест перезвонный, Перезвон). Чиновники, как правило, оговаривают, когда, во что и как надо благовестить — согласно православному календарю. Например, самый ранний из дошедших до нас чиновников Успенского собора Московского кремля различает три основных вида Б. в один колокол: праздничный, предпраздничный и будничный. Соответственно дню задействовался тот или иной колокол, в который ударяли мерно через одинаковые промежутки времени. Регламентируется чиновниками и количество ударов (либо временная длительность звона) в каждом отдельном случае.

Кандиловозжигатель также выходил и при каждом часе трижды ударял до конца “Блажен, после чего взошел на колокольню и ударил в деревянное било, а потом в большой медный колокол — это был благовест к преждеосвященной литургии...” (Г. Муркос. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII столетия)

КАМПАНОЛОГ — ученый, исследователь, чья деятельность связана с кампанологией.

КАМПАНОЛОГИЯ — иначе колоколоведение; наука, предметом изучения которой являются колокола и все то, что с ними связано. В России К. возникла недавно: официальной датой ее рождения следует считать октябрь 1982 года, когда была проведена 1 Всесоюзная научная конференция «Колокола. История и современность» (Москва), сплотившая разрозненные усилия ученых-энтузиастов в мощный научно-исследовательский монолит.

КАНДИЯ — 1) маленький колокол, колокольчик; небольшой чашевидный сосуд из металла, исполняющий в церкви колокольно-сигнальную функцию; звук извлекается при помощи металлической палочки. К. дает знать звонарю на колокольню о времени звона; 2) деревянное било (стар.).

И на всяком возгласе протодиаконове Евангелия ударяют в кутейник по единощи в кандею и в вестовой колоколец... Когда протодиакон дочитает Евангелия конец и по возгласе певцы поют: Слава Тебе Господи, и ударяют в кандею 3-жды и в вестовой колоколец 3-жды и на колоколни един звон звонят во вся ясно...” (Чиновник Новгородского Софийского собора. XVII век)

К описанным колоколам XVI века можно отнести небольшую металлическую кандию, находящуюся в ризнице Софийского собора. Она в роде небольшой чаши... При кандии небольшой железный язычок для ударения, которое свершалось в старину, например, во время чтения Евангелия в первый день Пасхи... В “Древностях Российского Государства”, отд. 1, № 76, “кандияотнесена к числу трапезных чаш, в которую ударяли настоятели за братскою трапезою при перемене кушанья. В городе Ростове, Ярославской губ., имеется одна такая “кандия”, носящая имя “Ясак”.” (М. Пыляев. Исторические колокола)

КАРИЛЬОН, карийон (фр. carillon) — колокольный многоголосный музыкальный инструмент; известен с IX в. (Бельгия, Голландия), в XV-XVI вв. распространился на всем христианском Западе. Его звукоряд имеет хроматический строй и приспособлен для воспроизведения музыки, отвечающей принципам музыкального мышления европейца. Главные элементы конструкции К.: исполнительский пульт (с мануалами и педальной клавиатурой, как у органа) и набор колоколов. Клавиши-рычаги мануалов и педали через систему блоков соединены с языками колоколов тросами, которые при игре приводят их в движение, ударяя о край колокола (рис. 29). Сегодня на К. разыгрываются как народные мелодии, переложения произведений классиков, так и экспериментальные сочинения, написанные современными композиторами специально для этого инструмента.

КАРИЛЬОНЕР — исполнитель на карильоне.

КАЧАЛО — приспособление, позволяющее звонить в язычный колокол с земли, не поднимаясь к нему; представляет собой вращающийся коленчатый рычаг, расположенный на звоннице чуть ниже колокола; к нему крепится веревка, короткий конец которой привязан к его языку, а длинный сброшен вниз. Так посредством К. обеспечивается контакт между звонарем и языком колокола и значительно уменьшается угол натяжения веревки, необходимый для удара.

КЛАВИАТУРА — веревочные тяги от языков средних колоколов, сведенные к специальному столбику (пульту), расположенному спереди или слева от звонаря; играют на К. кистью или кулаком левой руки.

КЛАКОЛ(Ъ) — колокол (др.-рус.).

КЛЕПАЛО — 1) сербское и болгарское название бил (см.:Било); 2) язык колокола; 3) колокол (церк.).

Внезапно раздался новый звук, резкий и гулкий.

— В клепало бьют! — быстро проговорил Иона, поднимаясь на локте с постели. — Слышишь, Филипп? Набат...

...Через минуту они были уже на дворе и увидали страшную картину: монастырские здания были объяты огнем... Монахи, работники, все были на ногах, метались от горящих построек к берегу за водой... В воздухе слышался треск горящего дерева, крики людей… А в небе было уже совсем светло… и румяная заря майского дня весело алала на востоке. Восходящее солнце озарило целые груды дымившихся головней, угольев и пепла… В это время раздались мерные звуки клепала, призывавшего к заутрени.” (А. Шеллер-Михайлов. Дворец и монастырь)

КЛЕПАЛЬЦЕ — то же, что било малое.

КЛЕПАНИЕ — ударение в било или клепало.

В наших скитских билах выставляется кроме звука еще и музыкальная форма “клепания”. Этих клепаний бывает перед каждою службою по три. Промежутки между ними по 3- 4 минуты... В заключениях каждого из клепаний означается номер клепания, указываемый соответственным числом отдельных, редких и сильных ударов. Музыкально-мелодическая часть, т.е. средняя, обыкновенно состоит из 16-тактовых периодов и составляет большую форму во всех “3-х клепаниях” с присовокуплением 4-го периода, исполняемого уже в “великое било”. Этим последним “клепание” заканчивается.”(С. Смоленский. О колокольном звоне в России)

КЛЕПАТЬ — 1) ударять в било или в колокол его языком; 2) то же, что благовестить (церк.).

“...клеплет в малый кампан, или в ручное клепало по обычаю...” (Типикон, гл. 7, повечерие)

Колокольный звон был воспрещен в скитах и заменялся клепанием. Клепали в малое дерево, в большое дерево да в чугунное клепало.” (В. Короленко. В пустынных местах)

КЛОКШПИЛЬ (нем. Klockspiel) — обобщенное название колокольно-музыкальных инструментов западноевропейского происхождения, на которых воспроизводилась музыка, играемая механически (куранты), либо исполнителем (карильон). В России К. получили широкое распространение с петровской эпохи.

Клокшпили размещались на колокольнях соборов, связанных с культом императорского имени.” (И. Чудинова. Пространственно-аудиальный облик Петербурга XVIII века)

КОДОНОФОН — инструмент, который предназначался для замены колоколов; изобретен в 30-х годах XIX в., но, судя по всему, признания и распространения не получил. Историк М. Пыляев отмечал, что он “имеет вид шкафа. В нем помещается несколько десятков труб, по которым ударяет особенный молот... по силе звука кодонофон не уступает самым мощным настоящим колоколам.” (М. Пыляев. Исторические колокола)

КОЖУХ — наружная часть литейной формы колокола; изготавливается способом глинной обмазки (см. рис. 47 на с. 261).