Акафист — в православном
храме песнопение во славу Христа, Богородицы и святых, исполняемое всеми
присутствующими стоя. В иконописи — название композиции на тему такого
песнопения.
Алконост, алконос — в византийских и русских легендах эпохи
средневековья райская птица с лицом человека, часто сравнивается с другой
райской птицей — Сирином; восходит к древнегреческому мифу об Алкионе, превращенном богами в
зимородка.
Аллегория — иносказание, т.е.
изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы
(например, лев олицетворяет силу, змея — мудрость); обилие аллегорий
свойственно русской иконописи XVI—XVII вв.; языком аллегорий широко пользовался Максим Грек
(см.: Приложение 22).
Алтарь — в старину: то же,
что жертвенник; восточная часть внутреннего помещения храма с престолом,
отделенная иконостасом или алтарной преградой.
Амвон — в современных храмах
это центральная часть солеи (см.), расположенная напротив царских врат.
Аналой (точнее аналогий)
— высокий столик с покатым верхом; употребляется для богослужебных книг и икон.
Анафора, или канон
Евхаристии — последование молитв, которые читают
и поют во время таинства Евхаристии.
Антифон — песнопение,
исполняющееся поочередно двумя хорами. Антифонное
пение ведет начало из Иерусалимского храма; в западное богослужение введено св.
Амвросием Медиоланским (IV в.).
Антропоморфизм —
очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов,
явлений природы, животных, мифологических существ.
Апокалиптика — древний жанр религиозных откровений, видений и пророчеств о развитии
мира и конце света.
Апокриф — книги, содержащие
тайные учения и доступные только жрецам или посвященным. В христианстве книги,
подлинность которых не признана официальной церковью и потому не вошедшие в
Библию.
Апостол — 1) первоначально
странствующий проповедник, позже — один из двенадцати учеников Христа; 2)
книга, содержащая Деяния и Послания св.апостолов.
«Апостол» употребляется при богослужении.
Архаика — ранний этап в
истории развития какого-либо явления (например, древнегреческая архитектура).
Архангел — старший ангел. Из
семи архангелов христианская иконография выделяет трех: Михаила, Гавриила и
Рафаила.
Архетип — прообраз,
исторически первый образец, от которого происходят все дальнейшие повторения и
вариации данного художественного произведения.
Архитектура — зодчество,
строительное искусство.
Базилика — античная и
средневековая постройка вытянутой прямоугольной формы, разделенная на несколько
продольных нефов (см.) рядами столбов или колонн. Первоначально, название дома
главы государства архонта-базилевса в Афинах.
Барельеф — разновидность
выпуклого рельефа, выступающего над плоскостью изображения не более, чем на половину своего объема.
Благовещение — изображение
сцены сообщения архангелом Гавриилом благой вести Деве Марии о будущем рождении
у нее сына Иисуса.
Богословие — церковное учение
о Боге и догматах религии, о сущности и действии Бога.
Введение во храм — в христианской культуре сюжет передачи трехлетней
Марии, дочери Иоакима и Анны, первосвященнику
Иерусалимского храма для служения Богу.
Византийская культура —
культура государства, образовавшегося в IV в. при
распаде Восточной Римской империи и просуществовавшего до середины XV в. Название получила от греческого города Византии,
на месте которого в 324—330 гг. была основана ее столица — Константинополь (с
1453 г. — Стамбул); византийское искусство, как и античное, шло по пути
антропоморфизма с нарастанием отвлеченной экспрессии образа, выражало
способность человека к высокому нравственному подъему.
Вознесение — в христианской
культуре тема Вознесения Иисуса Христа на небо,
происшедшее на сороковой день после Пасхи.
Восьмерик — в архитектуре
восьмиугольное в плане сооружение, нередко на четырехугольном основании; так
называемый «восьмерик на четверике».
Глазурь — стекловидное
защитно-декоративное покрытие на керамических изделиях, закрепленное
обжигом.
Гласы — система из восьми
церковных мелодий, разработанная св.Иоанном Дамаскином и св.Феодором Студитом.
Гласы меняются в зависимости от вида песнопения и недели. Собрание глас
называется октоихом, или восьмигласником.
Горки иконные — способ
изображения скалистого пейзажа в средневековом искусстве, наиболее полно
проявившийся в древнерусской иконописи. Своеобразные формы иконных горок —
результат особого вогнутого живописного пространства, возникающего в системе
обратной перспективы.
Гульбище — в древнерусской
архитектуре крытая галерея, приподнятая над землей на столбах или аркадах и
идущая вокруг всего здания.
Движки — в древнерусской
иконописи и фреске техника пробелов отдельными светлыми мазками, штрихами
поверх вохрения, личного письма; по византийской
традиции движки выявляют выступающие (освещенные) части ликов и кистей рук
изображаемых персонажей. Другое название — оживки.
Деисус (правильнее Деисис) — ряд икон, в центре которых триптих:
Христос, справа от Него Богоматерь, слева — Иоанн Креститель, молитвенно
простирающие руки ко Христу.
Дискос —
круглое блюдо, поднос, вместе с чашей (потир) — предметы таинства святого
причастия (Евхаристии) христианского богослужения. Предмет ювелирного искусства Византии.
Догматик — церковное
песнопение в честь Богоматери, которое поется на всенощной накануне
воскресенья.
Донатор — строитель
(заказчик, даритель), изображаемый с моделью храма в руках или среди святых в
заказанной им религиозной композиции.
Евангелие (греч. благая весть, благовествование)
— раннехристианские сочинения, повествующие о земной
жизни Иисуса Христа. Церквью признаны каноничными
четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Каноничные
Евангелия — один из главных источников христианского вероучения и культа.
Евхаристия — 1) одно из
важнейших таинств христианской церкви, Вечеря
Господня, на которой освящаются хлеб и вино; 2) в христианском искусстве
изображение благодарственной молитвы или сцены причащения хлебом и вином,
символизирующей единение с Телом и Кровью Христа Спасителя. Ектения
— ряд призывов к молитве, произносимых диаконом (или священником).
Елей — масло оливы (или
другое растительное масло), которое употребляется в церкви для помазания.
Епископ — в православной и
католической церквах духовный сан священнослужителей, глав
церковно-административных округов (епархий, диоцезов).
Епитрахиль — отличительный
знак иерейского сана в виде скрепленной на груди длинной ленты, украшенной
крестами; надевается на шею и спускается на грудь и спину.
Ересь — в христианстве
религиозные течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области
догматики и культа. В период господства религиозной идеологии ереси зачастую
выступали как специфическая форма социального протеста.
Житие — жизнеописание
христианских святых; получило распространение в Византии и католических странах
Европы с IV в., а на Руси с XI в. В
иконописной и фресковой композиции — ряд изображений, повествующих о жизни и
деятельности того или иного святого.
Закомара — в древнерусской
архитектуре полукруглое завершение части наружной стены здания.
Знаменить, знаменщик — в древнерусском
искусстве рисовать, писать, украшать — в смысле делать наиболее ответственную и
сложную работу. Знаменщики — исполнители подготовительного рисунка — прописи
икон, писание которых могло затем осуществляться младшими учениками.
Идол — первоначально
небольшие по размеру статуэтки из камня, кости, дерева или глины, изготавливавшиеся
со времен палеолита. Имели магическое и культовое значение. В более широком
смысле — объект ритуального поклонения неразгаданным силам природы. Как символ
язычества идолы осуждались и уничтожались христианами, поэтому в некоторых
славянских языках слово идолище отождествлялось с чудовищем или дьяволом.
Иерархия — расположение
частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Иерей — официальное название
православного священника.
Изразец — облицовочная
керамическая плитка, покрытая с лицевой стороны глазурью. Изразцовое искусство
пришло на Русь из Византии, но получило широкое распространение только с XV в.
Иконография — описание и
изучение изображений каких-нибудь лиц или сюжетов в произведениях живописи,
скульптуры; в христианском искусстве — это свод правил изображения лиц
Священного писания; иконографией также называют совокупность изображений на
определенную тему.
Иконопись — вид
изобразительного искусства, зародившийся в IV в. в
Византии и распространившийся на весь православный мир. (В католическом
искусстве писались алтарные картины). Иконопись имеет культовое назначение.
Иконостас — преграда,
отделяющая храм от алтаря и состоящая из нескольких рядов отдельных икон,
установленных в определенном порядке на горизонтальных балках — тяблах.
Иконостас возник в русском православном культе в XIII—XIV вв. Общая
композиция иконостаса отражает идею небесной иерархии, «небесного града». В его
центре находятся Царские врата; каждый ряд икон называется чином.
Икос — церковная песнь, или
молитва, в которой прославляется подвиг святого или празднуемое событие.
Ипостась — первоначально
философский термин, введенный последователями Аристотеля в значении «индивид»,
позднее был заимствован христианскими богословами и применялся ими в дальнейшем
для обозначения каждого лица Троицы.
Ирмос — греческое название
песен канона утрени.
Канон — 1) перечень книг,
принятый христианской церковью в качестве Священного писания; 2) чинопоследование евхаристических молитв; 3) цикл молитв и
песнопений утрени (состоит из 9 песен); 4) в изобразительном искусстве
совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном
произведении нормы композиции и калорита, систему
пропорций либо иконографию данного типа изображения.
Киноварь — минеральный
краситель, добываемый из сернистой ртути; название ярко-алой краски.
Киот — первоначально, у
древних евреев, ларь, где хранились Моисеевы скрижали Завета; затем, в
византийских и древнерусских храмах, — поставец для хранения выносных
двухсторонних икон; позднее — остекленный шкафчик для икон.
Клейма — в иконописи:
небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, располагающиеся вокруг
центрального изображения и повествующие о жизни или истории действующего лица.
Клирос — в христианских
храмах правая и левая сторона солеи для хора.
Кокошник — у славянских
народов вид женского головного убора в форме веера (полукружия) вокруг головы,
декорировался кружевом, шитьем, бисером или жемчугом. Назван
по сходству с гребнем на голове птицы. В русской архитектуре — килевидное, в виде заостренной арки завершение стены,
аналогичное закомарам, но в отличие от них имеющее не конструктивное, а чисто
декоративное происхождение.
Колорит — система цветовых
сочетаний в произведениях искусства, соотношение красок в картине по тону,
насыщенности цвета; одно из средств художественной выразительности.
Конек — деревянное резное
украшение на крыше избы.
Крест — в древнейших
культурах Востока, Передней Азии, Египта и Африки магический знак в виде двух
пересекающихся под прямым углом линий, символ жизни, четырех стихий или
животворящих сил (солнца, огня, ветра и воды). В древнееврейской религии — знак
сопричастности к Богу, у древних греков — элемент орнамента, изначально
заключавший в себе символику жизни. Новое значение приобретает крест в христианской культуре, где соединяются древняя
символика креста как источника вечной жизни, бессмертия с символом страдания,
Распятия и Воскресения Иисуса Христа.
Купол — в архитектуре
внутренняя поверхность свода, близкая к полусфере. Арка и свод были известны
еще в Древнем Двуречье, но
купол как архитектурная форма начал широко применяться только строителями
Древнего Рима.
Лазоревый, лазурь —
светло-синий, ярко-голубой цвет, краска такого цвета, получаемая из синильной
окиси железа.
Литургия — 1) общее название
для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство
Евхаристии.
Лицевая рукопись — название
древнерусской рукописной книги, содержащей наряду с текстом иллюстрации —
цветные миниатюры.
Логос —
понятие древнегреческой философии, которое имеет несколько значений: «слово»,
«речь» «закон», «суть», «мировой разум»; в христианстве Логос как «божественная
сила творения» был отождествлен с Сыном Божиим,
Иисусом Христом.
Лопатка — в древнерусской
архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на
стене здания.
Миниатюра — первоначально
изображение, сопровождавшее текст средневековых
рукописей. Заглавные буквы или первые строки таких рукописей еще со времен
древнеегипетских папирусов писались красной краской, отсюда название. В
дальнейшем любое изображение малого размера.
Минея — книга, включающая
молитвы и гимны святым в порядке дней их празднования. Миней 12, по одной на
каждый месяц. Четьи-Минеи —
жития святых, расположенные в календарном порядке.
Миро — благовонное масло,
освящаемое патриархом или митрополитом раз в год. Употребляется для таинства
Миропомазания.
Мозаика — картина или
орнамент, выполненные из разноцветных материалов (кусочков стекла, камней и
пр.), украшающие стену, пол или другие поверхности здания.
Наличник — обрамление
оконного или дверного проема на фасаде или в интерьере здания.
Неф —
продольная часть прямоугольного в плане здания, разделенного рядом колонн на
три части: среднюю, более широкую и высокую и боковые; поперечный неф называется
трансептом, находится по центру храма ближе к алтарю.
Нимб — в христианской
иконографии — сияние в виде кружка вокруг головы, символ святости или
божественного происхождения.
Одигитрия («Путеводительница») — в христианском
искусстве иконографический тип Богоматери с поднятой для благославления
правой рукой, с младенцем Иисусом.
Оклад —
декоративное, защитное покрытие из металла (золота, серебра, латуни) иконы или
переплета книги, украшенное чеканкой, филигранью, эмалью и т.п.
Омофор — длинная широкая
полоса материи с изображениями крестов. Знак архиерейского сана.
Оранта
— изображение женской фигуры с поднятыми вверх в молитвенном движении руками; в
христианском искусстве — канонический тип изображения Богоматери.
Панагия — небольшая икона,
которая носится на груди епископа как знак его сана.
Панихида — молитва за
усопших.
Пантократор (греч. всевластитель)
— поясное изображение Христа, благославляющего правой
рукой и с Евангелием в левой (в своде купола).
Парус — в византийской и
древнерусской архитектуре название одной из четырех вогнутых треугольных
поверхностей, напоминающих наполненный ветром корабельный парус и оформляющих
переход от прямоугольного в плане интерьера подкупольного
пространства к круглому барабану купола.
Патриарх — глава автокефальной
(самостоятельной) церкви.
Перспектива — система
способов и приемов изображения пространства на плоскости в соответствии с тем
кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки
наблюдения.
Покрова, Покров Богоматери — церковный праздник, установленный в XII в. в память о чудесном спасении Константинополя
от сарацин после явления Богоматери, простирающей свой омофор над народом;
традиционный сюжет иконописных композиций.
Полуустав — более поздняя, по
сравнению с уставом, разновидность кириллицы. Полуустав получил распространение
с XIV в. и послужил образцом для первопечатного русского
шрифта.
Порфира — мантия монарха из
багряного шелка, подбитого горностаевым мехом; отсюда порфироносный: царственный;
порфирородный, багрянородный — царственный потомок.
Потир — в христианском
искусстве украшенный драгоценными камнями кубок из позолоченного серебра.
Вместе с дискосом потир используется в таинстве Евхаристии.
Праздничный ряд, чин — горизонтальный ряд икон, одна из основных частей композиции
иконостаса, расположенная, как правило, над деисусным
чином, в которой изображаются сцены из Нового Завета, соответствующие названиям
отмечаемых православной церковью праздников.
Преображение — в
древнерусском искусстве название композиции, изображающей сюжет Евангелия:
проявление божественной сущности Иисуса Христа во время молитвы на горе Фавор с
апостолами Петром, Иоанном и Иаковом; в момент преображения
Иисус показался в сиянии божественной славы в окружении ветхозаветных
пророков Моисея и Илии.
Прорись
— в древнерусской иконописи контурный рисунок, «перевод», сделанный с оригинала
для нанесения на доску, процарапывания по левкасу (грунту). В более широком
смысле — подготовительный контурный рисунок.
Пурпур — краситель
красно-фиолетового цвета для окраски тканей, в античное время добывавшийся из
тела пурпурной улитки. Пурпурный цвет — багряный, иногда его также называют
порфировым. В христианском искусстве — символ божественной зари.
Рака — в христианском искусстве
художественно оформленный ларец для хранения святых мощей.
Роспись — живопись на стенах,
потолках, предметах быта и т.п., выполняемая кистью или заменяющим ее
инструментом.
Саккос — верхнее архиерейское
облачение из парчи.
Седмица — церковнославянское
название недели.
Серафим — в христианской
иконографии высший ангельский чин небесной иерархии; серафим изображается
шестикрылым.
Символ — первоначально у
древних греков какой-либо предмет как опознавательный знак для членов
определенной общественной группы или тайного общества. В дальнейшем такой
предмет стал заменяться изображением, постепенно терявшим внешнее сходство с
объектом, поскольку его содержание отражало все более широкий круг идей.
Значение изобразительных символов носит условный характер, оно складывается в
силу традиций или вводится искусственно.
Скоропись — беглое письмо,
преимущественно в древнерусских рукописях; отличается каллиграфичностью,
изяществом, округлостью букв, получила особое распространение в XVII в.
Солея — возвышение перед иконостасом.
Центральная часть солеи называется амвоном, боковые — клиросами.
София — в христианском
искусстве символ Премудрости Божией, предвечного
замысла творения, смысла и света истины. Также название иконописной композиции.
Софию олицетворяет изображение ангела с длинными волосами и жезлом в руке,
иногда — Богоматери или святой Троицы, реже — Иисуса Христа. София — символ
зари, поэтому она пишется пурпуром.
Сошествие в ад — в
древнерусской иконописи апокрифический сюжет, изображающий Иисуса Христа спускающимся
в ад и вызволяющим несправедливо попавшие туда души праведников.
Спас — в древнерусском
искусстве образ, изображение Иисуса Христа Спасителя
на иконе, фреске, мозаике. «Спас Нерукотворный» — название композиции,
изображающей подлинный лик Христа, чудесным образом отпечатавшийся на плате.
Средокрестие — внутреннее подкупольное пространство
храма, образованное пересечением нефа и трансепта. Ему придается особое
символическое значение как месту, где происходят главные религиозные таинства.
В готических храмах над средокрестием возводится
шпиль, а в византийских и древнерусских — купол.
Сретение — в древнерусском
искусстве название композиции по Евангелию, изображающий
встречу старца Симеона с Богоматерью и младенцем
Христом в Иерусалимском храме. Благочестивому Симеону
было обещано, что он не умрет до тех пор, пока не увидет
Спасителя.
Станковое искусство — общее
название произведений живописи, графики, скульптуры, не связанных с конкретным
местом, средой, декорируемой поверхностью или утилитарными функциями. Такие
произведения выполняются художником в мастерской, на станнке,
и могут переноситься с места на место, выставляться в различных залах и т.п.
Стихарь — длинная одежда
священнослужителей.
Стихиры — песнопения,
посвященные празднику; поются за всенощной.
Столп — в древнерусском
искусстве столб, колонна, башня, колокольня, столпообразный храм.
Темпера — краска, состоящая
из пигмента, замешанного на яичном желтке, белке или казеине и разбавляемая
водой. После высыхания в воде не растворяется. Была изобретена в Византии.
Темпера позволяет создавать мягкие и разнообразные тональные переходы, отсюда
название.
Трапезная — общая столовая в
монастыре с подсобными помещениями при ней; в русской архитектуре, кроме того,
обширная невысокая пристройка к западной части церкви.
Требы — в просторечии так
называются все таинства (кроме Евхаристии и Рукоположения), а также молебны,
панихиды, отпевания, освящение домов и пр.
Требник — богослужебная книга
с чинопоследованием треб.
Триодь — богослужебная книга,
включающая чинопоследование служб предпасхального
периода (Триодь постная) и послепасхального: от Пасхи до Петрова поста (Триодь
цветная).
Триптих — композиция,
состоящая из трех частей, относительно независимых друг от друга. В
средневековом искусстве — трехстворчатый алтарь, складная икона; другое
название — складень.
Троица — в христианском
искусстве название композиции, изображающей триединую суть Бога (Бог Отец, Бог
Сын, Святой Дух) в виде трех ангелов, каковыми они явились праведнику Аврааму в
сцене, описанной в Ветхом Завете. Такая композиция называется Ветхозаветной
Троицей. В Новозаветной Троице Бог Отец изображается в виде старца, каким он
являлся пророку Исайе, Сын Божий — в виде проповедника, каким его видели люди,
и Дух Святой — в виде голубя, каковым он явился при крещении
Иисуса.
Тропарь — краткое песнопение,
посвященное празднику или святому.
Тябло — ограда, отделяющая
алтарь от остального помещения церкви; в русских церквах горизонтальный брус
иконостаса, на котором устанавливаются иконы; иногда ряд икон над Царскими
вратами.
Успение — в христианском
искусстве сцена смерти Богоматери. В византийской и древнерусской иконописи
композиция, показывающая всю небесную иерархию: тело
усопшей Марии в окружении двенадцати апостолов, над ним сам Иисус, принимающий
ее душу, ангелы, Дух Святой в виде голубя. Иногда всю композицию венчает
изображение Бога Отца. В честь Успения Богоматери строились Успенские храмы.
Отсюда также название мемориального архитектурного сооружения — усыпальница.
Устав — первая форма древнерусского
шрифта — кириллицы, известная по рукописям с XI в. Отличается широким
написанием букв, отсутствием промежутков между словами, характерными засечками
треугольного вида, восходящими к греческим образцам.
Фаюмский портрет — искусство
погребального портрета восковыми красками, возникшее в I—III вв. на стыке
египетской и эллинистически-римской
культур. Фаюмский портрет обычно рассматривают как
один из истоков искусства иконописи.
Фелонь — верхняя одежда, риза
православного священника, украшенная золотым и серебряным шитьем. Символизирует
хламиду Иисуса Христа, которую на него в насмешку возложили римские воины, и
толкуется как одежда истины.
Фреска — живопись по сырой
штукатурке.
Херувим — один из высших
ангельских чинов небесной иерархии, идущий вслед за серафимами; херувим —
символ божественной славы.
Царские врата — в
православных храмах центральные двухстворчатые двери, ведущие в алтарь; на
створках Царских врат обычно изображаются четыре евангелиста и сцена
Благовещения.
Часовня — маленькая церковь для
отдельных, частных служб.
Четверик — в архитектуре
четырехгранное в плане здания или его часть, перекрытое шатром или куполом. Во
многих случаях между перекрытием и четвериком ставится промежуточное звено —
восьмерик. Такая композиция называется «восьмерик на четверике».
Чин — порядок, правило
формообразования; в древнерусском искусстве — синоним красоты, благолепия,
идеального образца. В более узком значении — традиционный порядок расположения
отдельных элементов композиции.
Энкаустика — распространенная
в эпоху античности техника росписи, при которой воск — связующее минеральные
пигменты вещество — посредством разогревания наносится на поверхности основы и
вплавляется в грунт. Главное достоинство энкаустики — ее долговечность.
АГИОСИДЕРОН — греческое
название железного била.
АГОГО — латиноамериканский
колокольчик, распространенный преимущественно в Бразилии.
АДЖА — бразильский
металлический колокольчик.
АККОРД КОЛОКОЛА — звуковой
эффект, связанный с необычными акустическими свойствами колокола; заключается в
одновременном звучании сразу нескольких доминирующих тонов. Считается
идеальным, когда в основе А. к. лежит мажорное или минорное трезвучие, но
стремление к этому скорее характерно для Западной Европы. Для русских же
главный критерий — красочность звучания, особая красота тембра колокола, что
часто достигается гармонической «неправильностью» (с точки зрения европейца)
его звучания. “Отлил он [князь Владимир] и колокола
удивительного звучания, каких не было по всей земле.” (Галицко-Волынская
летопись. XIII век)
АКУСТИКА КОЛОКОЛА — 1) особые
свойства звучащего тела сложной формы, каковым является колокол; феномен А.к. заключается
в наличии большого числа негармонических обертонов, которые как бы обволакивают
и вуалируют основной тон колокола. Как сообщает музыкальный акустик Н. Гарбузов, “тембр звука колокола после удара не
остается неизменным. В момент удара преобладает пятый частичный тон, но через
три секунды самым сильным становится третий частичный тон, а пятый и все выше
него лежащие частичные тоны затухают. За счет этого создается ощущение звуковой
неустойчивости, «плавающих» гармоний и вообще неопределенности; 2) раздел
науки, изучающий звуковые свойства колокола. “От
старинного Кремля / / Звон плывет волною.” (К.Бальмонт. Благовещенье в Москве) “Слух наш чутко ловит волны в перемене
звуковой, / / Вновь спадает, вновь рыдает медно-стонущий прибой!” (Э. По. Колокольчики и колокола. Пер. К.
Бальмонта)
БАЛКА НЕСУЩАЯ
— деревянная или металлическая перекладина на колокольне (или звоннице), к
которой подвешивается колокол; крепление обычно жесткое — чтобы колокол не
раскачивался во время игры; во избежание акустических метаморфоз между
металлической Б.н. и креплением желательны деревянные прокладки.
БАРАН — часто встречаемое
прозвище колокола, «голос» которого неудачно сочетается при одновременном
звучании с другим колоколом звона; акустический эффект частотных биений при этом
дает слуховое впечатление блеяния. “... язык от “Барана” также притянут веревкою, которая
другим своим концом привязана к средине железных перил. У этой веревки, в разстоянии одного аршина от перил, есть петля; в петлю
вложена одним концом деревянная доска. На эту доску звонарь
ставит левую ногу, чтобы ударять в “Баран”.”
(А. Израилев. Ростовские
колокола и звоны)
БАСЫ — самые крупные колокола
звонного подбора, те же большие; как и прочие (дисканты, альты и тенора)
получили название согласно хоровой терминологии, предположительно не ранее
конца XVII в., когда в русской церкви вступило в свои
безраздельные права партесное, т.е. многоголосное
хоровое пение с аналогичным разделением певческих голосов.
БЕРКОВЕЦ — старинная русская
мера, которой нередко пользовались для обозначения веса колокола; равна 10
пудам (163,805кг).
“Лета 7065-го колокол слили мастеры Матфейко и Куземка Михайловы,
весом 16 берковсков и пол 5 пуда больших и 4 гривенки
[около 165 пудов], а денежною проторою стал 313 рублев
московских и 11 денег псковских.” (Строевский
список Псковской летописи)
БИЛЕНЬ — то же, что било.
БИЛО — 1)
сигнально-функциональный предшественник колоколов при церквах и монастырях;
представляет собой деревянную (клен, бук) или
металлическую (чугун, железо и т.д.) доску любой формы — прямоугольной,
дуго-,
секиро- и пропеллерообразной,
круглой, — по которой ударяют колотушкой или молотком. Деревянные Б. имеют до
двух метров в длину и 13 см в ширину, но иногда они изготавливались в виде
очень длинной узкой доски, до четырех метров (рис. 21). Металлические
Б. изготавливались тоже разной величины. В зависимости от нее различают
Б. малое и великое, кроме того имеется
так наз. Б. трапезное. Различная толщина Б. (к концам и краям доски
тоньше) дает возможность «музыкального», т.е. ритмо-интервального
выстукивания. В некоторых местах, особенно в русских староверческих скитах употребляется до сих пор; 2) колокол (церк.); 3) колокольный язык.
“...братиа же удариша
в било, и собрашася вcu” (Никоновская летопись.
1074 год)
“Когда приближается время заутрени, встает будильник и идет прежде к
келье Игумена... Когда Игумен скажет изнутри: “Бог спасет тя”,
будильник становится пред его кельей и... повелевает клепать в било. Когда клеплют, он обходит братские кельи и будит всех, громко
говоря: “Благословите святий”. Когда обойдет все
кельи, пономарь ударяет в другое било. В это время все монахи, собираются к
церкви. При ударении, наконец, в малое било входят и становятся на паперти с
Игуменом...
...В будние дни для сбора к девятому часу ударяли в
малое било, перед началом вечерни — в большое, затем в медное или железное и
уже после этого начиналась вечерня. Зов к полунощнице... били медленно до 50
раз. В это время братия пели полунощницу, по окончании ее ударяли в железное или медное било и начиналась
утреня. На всенощной ударяли три раза: перед началом — для сбора братии, перед
шестопсалмием — для второго сбора... Перед евангелием... в
мирских церквах употреблялось только одно большое било.” (П. Казанский.
История православного русского монашества)
БИЛО ВЕЛИКОЕ — разновидность
била, большого размера; вешалось на башне или на столбах.
БИЛО МАЛОЕ — разновидность
била сравнительно небольшого размера, которое во время клепания держится в руке
(рис. 22)
“Колокола не держат во Святой Софии, но бильцо мало в руце держа, клеплют на заутрени, а на обедни и на вечерни не клеплют, а по иным церквам клеплют
и на обедни, и на вечерни.” (Антоний, Новгородский архиепископ о Царьграде)
БИЛО ТРАПЕЗНОЕ — било,
предназначенное для подачи сигнала при перемене кушанья за братской трапезой;
употребляется обычно в монастырях, выполняет ту же функцию, что и кандия при тех же обстоятельствах.
“...и уже не ударить нам в било к трапезе... Можно ли ударить в
било?” (Житие Авраамия Смоленского. XIII век)
БИЛЬНИЦА — 1) место, где
подвешено великое било, например, два столба с перекладиной; 2)
колокольня (др.-рус.)
“Идущу же ему единою,
и ceбe опочивая под бильницею...” (Сказание о Мамаевом побоище)
БИТЬ — то же, что благовестить
(церк.)
БИТЬ СКЛЯНКИ — отбивать
колоколом время (морское); одна склянка равна 30 мин.
“Звучит судовой колокол, отмечающий то или иное время. На кораблях глухо; бьет 8-я склянка.”
(Л. Толстой. Севастополь в декабре)
“Катился выстрел с адмиральского корабля. Били
склянки.” (А. Толстой. Петр I)
БЛАГОВЕСТ — один из видов
(жанров) церковного звона; производится с целью призыва христиан в храм на
молитву, а также для оповещения о начале вечернего, утреннего и дневного
богослужения и совершения важнейшей части литургии, начинающейся со слов
“Достойно и праведно есть...”. В церковной практике сложилось два типа Б.: в
один из больших или средний колокол и в несколько колоколов поочередно (см.: Благовест перезвонный,
Перезвон). Чиновники, как правило, оговаривают, когда, во что и как надо благовестить
— согласно православному календарю. Например, самый ранний из дошедших до нас
чиновников Успенского собора Московского кремля различает три основных вида Б.
в один колокол: праздничный, предпраздничный и будничный. Соответственно дню
задействовался тот или иной колокол, в который ударяли мерно через одинаковые
промежутки времени. Регламентируется чиновниками и количество ударов (либо
временная длительность звона) в каждом отдельном случае.
“Кандиловозжигатель также выходил и
при каждом часе трижды ударял до конца “Блажен”,
после чего взошел на колокольню и ударил в деревянное било, а потом в большой
медный колокол — это был благовест к преждеосвященной литургии...” (Г. Муркос. Путешествие
Антиохийского патриарха Макария
в Россию в половине XVII
столетия)
КАМПАНОЛОГ — ученый,
исследователь, чья деятельность связана с кампанологией.
КАМПАНОЛОГИЯ — иначе колоколоведение; наука, предметом изучения которой являются
колокола и все то, что с ними связано. В России К. возникла недавно:
официальной датой ее рождения следует считать октябрь 1982 года, когда была
проведена 1 Всесоюзная научная конференция «Колокола. История и современность»
(Москва), сплотившая разрозненные усилия ученых-энтузиастов в мощный
научно-исследовательский монолит.
КАНДИЯ — 1) маленький
колокол, колокольчик; небольшой чашевидный сосуд из металла, исполняющий в
церкви колокольно-сигнальную функцию; звук извлекается
при помощи металлической палочки. К. дает знать звонарю на колокольню о времени
звона; 2) деревянное било (стар.).
“И на всяком возгласе протодиаконове
Евангелия ударяют в кутейник по единощи
в кандею и в вестовой колоколец...
Когда протодиакон дочитает Евангелия конец и по
возгласе певцы поют: Слава Тебе Господи, и ударяют в кандею
3-жды и в вестовой колоколец 3-жды и на колоколни един звон звонят во вся
ясно...” (Чиновник Новгородского Софийского собора.
XVII век)
“К описанным колоколам XVI века можно отнести небольшую
металлическую кандию, находящуюся в ризнице
Софийского собора. Она в роде небольшой чаши... При кандии небольшой железный язычок для ударения, которое
свершалось в старину, например, во время чтения Евангелия в первый день
Пасхи... В “Древностях Российского Государства”, отд. 1, № 76, “кандия” отнесена к числу трапезных
чаш, в которую ударяли настоятели за братскою трапезою при перемене кушанья. В городе Ростове, Ярославской губ., имеется одна такая “кандия”, носящая имя “Ясак”.”
(М. Пыляев. Исторические колокола)
КАРИЛЬОН, карийон (фр. carillon) — колокольный многоголосный
музыкальный инструмент; известен с IX в.
(Бельгия, Голландия), в XV-XVI вв. распространился на всем христианском Западе.
Его звукоряд имеет хроматический строй и приспособлен для воспроизведения
музыки, отвечающей принципам музыкального мышления европейца. Главные элементы
конструкции К.: исполнительский пульт (с мануалами и педальной клавиатурой, как
у органа) и набор колоколов. Клавиши-рычаги мануалов и педали через систему
блоков соединены с языками колоколов тросами, которые при игре приводят их в
движение, ударяя о край колокола (рис. 29). Сегодня на К. разыгрываются как
народные мелодии, переложения произведений классиков, так и экспериментальные
сочинения, написанные современными композиторами специально для этого
инструмента.
КАРИЛЬОНЕР — исполнитель на карильоне.
КАЧАЛО — приспособление,
позволяющее звонить в язычный колокол с земли, не поднимаясь к нему; представляет
собой вращающийся коленчатый рычаг, расположенный на звоннице чуть ниже
колокола; к нему крепится веревка, короткий конец которой привязан к его языку,
а длинный сброшен вниз. Так посредством К. обеспечивается контакт между
звонарем и языком колокола и значительно уменьшается угол натяжения веревки,
необходимый для удара.
КЛАВИАТУРА — веревочные тяги
от языков средних колоколов, сведенные к специальному столбику (пульту),
расположенному спереди или слева от звонаря; играют на К. кистью или кулаком
левой руки.
КЛАКОЛ(Ъ) — колокол (др.-рус.).
КЛЕПАЛО — 1) сербское и
болгарское название бил (см.:Било);
2) язык колокола; 3) колокол (церк.).
“Внезапно раздался новый звук, резкий и гулкий.
— В клепало бьют! — быстро проговорил Иона, поднимаясь
на локте с постели. — Слышишь, Филипп? Набат...
...Через минуту они были уже на дворе и увидали
страшную картину: монастырские здания были объяты огнем... Монахи, работники,
все были на ногах, метались от горящих построек к берегу за водой... В воздухе
слышался треск горящего дерева, крики людей… А в небе
было уже совсем светло… и румяная заря майского дня весело алала
на востоке. Восходящее солнце озарило целые груды дымившихся
головней, угольев и пепла… В это время раздались мерные звуки клепала,
призывавшего к заутрени.” (А. Шеллер-Михайлов. Дворец и монастырь)
КЛЕПАЛЬЦЕ — то же, что било
малое.
КЛЕПАНИЕ — ударение в било
или клепало.
“В наших скитских билах выставляется кроме звука еще и музыкальная
форма “клепания”. Этих клепаний бывает перед каждою службою по три. Промежутки
между ними по 3- 4 минуты... В заключениях каждого из клепаний означается номер
клепания, указываемый соответственным числом отдельных, редких и сильных
ударов. Музыкально-мелодическая часть, т.е. средняя, обыкновенно состоит из
16-тактовых периодов и составляет большую форму во всех “3-х клепаниях” с
присовокуплением 4-го периода, исполняемого уже в “великое било”. Этим
последним “клепание” заканчивается.”(С. Смоленский.
О колокольном звоне в России)
КЛЕПАТЬ — 1) ударять в било
или в колокол его языком; 2) то же, что благовестить (церк.).
“...клеплет в малый
кампан, или в ручное клепало по обычаю...”
(Типикон, гл. 7, повечерие)
“Колокольный звон был воспрещен в скитах и заменялся клепанием. Клепали в малое дерево, в большое дерево да в чугунное клепало.” (В. Короленко.
В пустынных местах)
КЛОКШПИЛЬ
(нем. Klockspiel) — обобщенное название колокольно-музыкальных инструментов западноевропейского
происхождения, на которых воспроизводилась музыка, играемая механически (куранты),
либо исполнителем (карильон).
В России К. получили широкое распространение с петровской эпохи.
“Клокшпили
размещались на колокольнях соборов, связанных с культом императорского имени.”
(И. Чудинова. Пространственно-аудиальный облик Петербурга XVIII
века)
КОДОНОФОН — инструмент,
который предназначался для замены колоколов; изобретен в 30-х годах XIX в., но, судя по всему, признания и распространения не
получил. Историк М. Пыляев отмечал, что он “имеет
вид шкафа. В нем помещается несколько десятков труб, по
которым ударяет особенный молот... по силе звука кодонофон
не уступает самым мощным настоящим колоколам.”
(М. Пыляев. Исторические
колокола)
КОЖУХ — наружная часть литейной
формы колокола; изготавливается способом глинной обмазки (см. рис. 47 на с. 261).