Икона с точки зрения христианского мировоззрения (часть I)


Храм

Хрестоматия

Глоссарий


Итак, Икона... В чем же смысл этого феномена? Почему так непохож ее мир на то, что мы видим вокруг? Почему так отличаются произведения древнерусских иконописцев от столь знакомых и привычных нам образов послевозрожденческого искусства? Может быть, это следствие неразвитости и неумения древнерусского художника, не знавшего законов перспективы, светотени, анатомии и потому создававшего красочные "примитивы", подобные тем, что рисуют наши дети? А может быть, это мы неправильно видим окружающий нас мир и, подобно людям с искаженным зрением, не можем воспринять его таким, каков он есть на самом деле? А, возможно, мир, изображенный на иконе, - это вообще не тот мир, который нас окружает, а какой-то другой, недоступный нам, но увиденный и запечатленный на доске в духовном подвиге древним иконописцем?
Разные исследователи по-разному решают эту задачу. Одни анализируют образный и стилистический строй иконы, основываясь на методах, с помощью которых изучается любое живописное произведение.
В России сложилась серьезная реставрационная школа, основы которой заложил Ф.Г.Солнцев, а затем продолжили А-В.Прахов. В.В.Суслов и др. Им принадлежит открытие древних мозаик и фресок XI-XII вв. в таких храмах, как София Киевская, София Новгородская, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, Георгиевская церковь в Старой Ладоге и собор Мирожского монастыря в Пскове и др. Научной реставрацией станковой иконописи начал заниматься Н.И.Подключников. он первый разработал теорию реставрации, которая стремилась максимально раскрыть первоначальную живопись и не возобновлять утраченные фрагменты новыми красками. Традиции русской реставрационной школы продолжили Ю.А-Олсуфьев, И.Э.Грабарь и другие. Параллельно складывались источниковедческая наука и изучение иконографии" Здесь первенство принадлежит таким видным ученым, как Д.А.Ровинский, Ф.И. Буслаев. Буслаев Федор Иванович - (1818-1897), историк искусства, филолог. Сравнительно-исторический метод, которым владел ученый, помог ему рассматривать древнерусское искусство как сокровищницу раннехристианской Церкви. Воссоздавая процесс возникновения иконописного подлинника в его литургических, исторических и литературных взаимосвязях, Ф. И. Буслаев широко пользовался, в качестве источников, прологами, минеями, житиями святых и святцами. По убеждению исследователя, лицевые подлинники помогут живописцам в будущем возродить церковное искусство, близкое иконографическим образцам1. Капитальные труды Ф. И. Буслаева основаны на огромном количестве достоверных фактов, украшены личными художественными впечатлениями автора. Наиболее важные иконографические труды ученого: "Изображение Страшного Суда по русскому подлиннику ХУЛ в., "Из истории русской живописи XVI в", "Общие понятия о русской иконописи". Широкую известность ученому принесла книга: Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX.
До того как были отрыты главные произведения иконописи, трудно было изучать икону в полном объеме, но русская дореволюционная наука фундаментально исследовала иконографию, "азбуку иконы", по точному выражению Н.Г1Кондакова. Его труды, в частности "Иконография Богоматери" и "Иконография Христа" до сих пор не потеряли своего значения.. В советские годы по известным причинам были прерваны многие традиции, в том числе и иконописания, едва начавшегося возрождаться в начале века, богословская наука также была сведена практически к нулю. Оставались только реставрационная практика и академические исследования. Иконографическая школа получила новую возможность для развития за границей. Высланный из России Никодим Павлович Кондаков покинул родину вместе со всем своим институтом; обосновался сначала в Белграде, затем в Праге, продолжая фундаментальные исследования по иконографии и иконологии. В течение десятка лет институт выпускал сборники "Seminarium Kondacovianum", которые до сих пор являются настоящей иконоло-гической энциклопедии.
Работы НВЛокровского, в частности "Евангелие в памятниках иконографии", исследование киевских фресок и мозаик Д.В.Айналовым, труды многих других ученых позволили открыть дверь в огромный и многообразный мир православной иконы.2 Школа В.Н.Лазарева занималась и продолжает заниматься изучением стиля различных регионов византийского мира и его эволюцией.
Труды самого В.Н. Лазарева, в частности "Византийская живопись" и "Древнерусская живопись", а также его последователей О.С.Поповой, Э.С.Смирновой и других являются фундаментом для изучения православного искусства3.
Искусствоведческие исследования Кондакова НИ и Лазарева В.Н. продолжил Ю.Г. Бобров. Предметом исследования стал церковный иконографический канон. Вне его трудно понять внутренней духовный смысл икон. Канон освященный вековой церковной традицией, обусловливал общую композицию. В монографии "Основы иконографии древнерусской живописи" рассматриваются основные сюжетные циклы и варианты их изобразительной интерпретацией в древнерусской живописи.4
Однако, постепенно пробуждалось и желание глубоко осмыслить наследие иконы с христианских позиций. В начале XX века ведущие русские богословы и философы обратили внимание на икону как на духовный феномен. Одним из первооткрывателей "терра инкогнита" иконы был Е.Н.Трубецкой" Название его работы "Умозрение в красках" - уже заключает определенную концепцию: философ открывает икону как один из видов богословия на Руси. Он пишет: "Звериное царство и тогда приступало к народам все с тем же вековечным искушением: "все сие дам тебе, егда поклонишися мне". Все древнерусское религиозное искусство зародилось и выросло в борьбе с этим искушением. В ответ на него древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу - видение иной жизненной правды и иного смысла мира".5 Трубецкой одним из первых увидел в иконе тот светлый луч надежды, который может вернуть современного человека к Богу, обратить "от образа звериного - к образу Божьему",
Соединяя сферу чувственного с понятием смысла, с понятием замысла Бо-жиего о вещи, как идеальном первообразе, Трубецкой широко раздвигает благоприятные возможности для развития теории искусства, и прежде всего духовного искусства. Им созданы оригинальные философские работы о русской иконе:
"Два мира в древнерусской иконописи", "Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи"
Вслед за Е.Н. Трубецким богословие иконы исследовали и другие мыслители, в частности - о. Сергий Булгаков и о. Павел Флоренский. С. Булгаков превыше всего ставит гносеологическую и теургическую функцию иконы, он подчеркивал, что икона помогает человеку в познании и обретении Бога. "Бог нам открывается - многочастно и многообразно - словом, действием и в образах. Слово Божие, насколько оно явилось человеку и "с человеки поживе", может быть и изображаемо ... Но эта задача уже уводит за пределы искусства в область религиозную, вернее, она соединяет обе области",6 Трактат "Икона и иконопочи-тание" написан ^.Сергием в 1931 году. Общаясь с духовными детьми, среди которых были видные иконописцы: м. Иоанна (Рейтлингер, 1898-1988), м. Серафима (Косинская, 1864-1948), м. Бландина (Оболенская, 1897-1974Х - о. Сергий делился своими суждениями об иконографическом каноне и авторских стилях, применимых в современной церковной живописи. Наставляя не нарушать традиционный канон в целом, о. Сергий допускал возможность творческого воплощения образа. Последователи этого учения, как показала практика, создавали впоследствии авторские иконы, отличающиеся от литургических вольной трактовкой лицевого подлинника и свободной манерой письма.
Павел Флоренский., как человек энциклопедических знаний и ученый-аналитик рассматривал икону, если можно так сказать, на микро- и макроуровнях, он, "разъяв ее на атомы", исследует символический язык иконы и в то же время включает ее как неотъемлемый элемент философии культа в общий замысел Божий о мире. Его интересовала прежде всего метафизика иконы. "Область этого искусства замкнута в себе несравненно более, нежели какого - угодно другого, и ничто чуждое, никакой "чуждый огонь" не может быть возложен на этот священный жертвенник... В самих приемах иконописи, в технике ее, в применяемых веществах, в иконописной фактуре выражается метафизика, которою жива и существует икона. Ведь само вещество, сами вещества, применяемые в том или другом роде и виде искусства, символичны, и каждое имеет свою конкретно-метафизическую характеристику через которую оно соотносится с тем или иным духовным бытием"7
Вопросам философии, художества посвящена работа Флоренского "Обратная перспектива" (1919), в которой разработаны понятия прямой и обратной перспективы как конкретно-исторических типов художественного изображения, соответствующих "возрожденскому" и "средневековому" миропониманию. С основными типами миросозерцания связаны средства, какими живописец символизирует пространственно-временные отношения. Соответственно этому в монографии "Иконостас" (1922) Флоренский рассматривает икону как высший художественный символ духовной реальности. Как символ Икона больше себя самой. Она не только "окно в иной мир", но и свидетельница этого мира. Символическое значение имеют вещественные составляющие иконы: доска, левкас, краски. Павел Александрович верил в возможность "райской цельности творчества" в любую эпоху и связывал ее с доступной человеку духовной гармонией, что живет в глубинах личности..
Интересно складывались судьбы иконописцев в эмиграции, которые в иконе стремились найти путь в небесное отечество, потеряв отечество земное. Самым ярким художником из зарубежной иконописной традиции (а в определенном смысле работы отдельных мастеров складываются уже в особую традицию оплодотворяющую инославную почву) был Григорий Круг.
Его размышления представляют не меньшую ценность, чем его иконописные работы. Прежде всего, как монах-подвижник Григорий Круг ценит в иконе ее светоносную силу, которая несет свет Христов в этот мир. "Почитание икон в Церкви - пишет художник - как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит, и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным светом, то разгорается и превращается в нестерпимый свет. И даже, когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, свет этот не иссякнет и не может иссякнуть. И когда от потери благочестия иссякают силы в создании икон и они кос бы теряют славу своего горнего достоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и готов опять явиться во всей силе и наполнить торжеством Фаворского Преображения. Думается, что мы сейчас находимся в предверии этого света, и хотя еще ночь, но приближается утро"8.
Но основная линия возрождения иконописи и осмысления иконы в России сегодня связана с именем архимандрита Зинона (в миру - Владимир Теодор), монаха Псково-Печерского монастыря. Но основная его заслуга в том, что он восстанавливает не столько ремесло и технику иконописания, но гораздо в большей степени - богословие и почитание иконы. "Икона, к сожалению, не занимает в богослужении подобающего ей места, - считает Зинон, - и отношение к ней совсем не такое, каким должно быть. В иконе давно перестали видеть богословие и, кажется, даже не подозревают, что иконописец способен невольно исказить вероучение. Иная икона, вместо того, чтобы свидетельствовать Истину, оказывается лжесвидетельницей".9
Современная богословская точка зрения на икону отражена в книге И.К. Языковой "Богословие Иконы", которая рассматривает различные аспекты исторического развития церковного искусства в связи с его богословским содержанием.
Ни одно серьезное исследование православной иконографии ни обходится теперь без истолкований богословского смысла церковных образов, данных в книге Л. А. Успенского "Богословие иконы" Его работа показывает эволюцию иконы и ее содержание в исторической перспективе. Л.А. Успенский утверждает: "Ни понять, ни объяснить церковное искусство в не церкви и ее жизни невозможно. Икона, как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания. ... Изучение содержания смысла иконы есть предмет богословский, также как изучения Священного Писания"10,
Философское направление в историографии церковной живописи связано с исследованиями В.В. Бычкова. В своих работах Бычков В.В. рассматривает эстетику Византии и древней Руси. Следует отметить его работы: "Духовно эстетические основы русской иконописи", "Византийская эстетика". Религиозная живопись символична. "Среди первых исследований, посвященных онтологической интерпретации символа в отечественной литературе, следует назвать работы А.Ф.Лосева, С.Булгакова, П.Флоренского. К более поздним работам, продолжающим эту традицию, относятся труды САверинцева, Д, Лихачева, В.Топорова, Б.Успенского и др. В них достаточно четко формулируется идея историзма как необходимого условия для реального анализа проблемы"11.
Исследуемая тема определяет и круг источников. Это прежде всего творения Отцов Церкви. Икона есть образ, а образ является одним из ключевых понятий православного мировоззрения. Теория образа разрабатывалась на протяжении веков многими святыми Отцами. Назовем лишь некоторые основные имена.
Особое внимание образу уделял Григории Нисский. В литературном и живописном образах, то есть в образах искусства, он отчетливо различал внешнюю форму произведения и его содержание, которое он называл "мысленным образом", идеей. Так, по его мнению, - "в библейских текстах пламенная любовь к божественной красоте передается с помощью "мысленных образов", заключенных в описания чувственных наслаждений. В живописи и словесных искусствах зритель или читатель не должны останавливаться на созерцании цветовых пятен, покрывающих картину, или "словесных красок" текста, но должны стремиться увидеть ту идею (эйдос), которую художник передал с помощью этих красок"12.
Суждения Григория Нисского об образе во многом подготовили теорию крупнейшего мыслителя рубежа V-VI веков, автора гак называемых Ареопагитик" (подписанных именем легендарного ученика апостола Павла Дионисием Ареопагитом, или Псевдо-Дионисием). На их основе он сделал глубокие философские выводы, важные для всей европейской средневековой философии и эстетики, Гносеологическим обоснование теории символа и образа у автора "Ареопагитик" служила мысль о том, что в иерархической системе передачи информации от Бога к человеку необходимо совершить качественное преобразование этой информации на рубеже' "небо - земля". "Происходит существенное изменение носителя информации: из духовного (низшая ступень небесной иерархии) он превращается к материальный (высшая ступень иерархии земной). Особого рода световая информация - скрывается здесь под завесой образов, символов, знаков"13.
У Псевдо-Дионисия символ выступает в качестве наиболее общей философско-богословской категории, включающей в себя образ, знак, изображение, прекрасное, ряд других понятий. В письме к Титу, являющемся кратким изложением утерянного трактата "Символическая теология" автор "Ареогагитик" указывает: "Вся информация о высших истинах заключена в символах ибо уму нашему невозможно подняться к невещественному подражанию и созерцанию небесных иерархий иначе, как через посредство свойственного ему вещественного руководства"14.
Можно назвать труд Максима Исповедника "Мистагогия"-мистико-аллегорическое объяснение таинственного смысла священнодействий, духе Ареопагитик.
Религиозно-эстетическая, нравственная сторона иконы особенно развита была КДамаскиным. В его творениях раскрывается значение изображений как средство к наглядному раскрытию религиозных идей, богословских понятий, и пути для вразумления тех, кто не может достичь этого посредством книги. По словам Дамаскина, образ при своем возникновении и дальнейшей истории развития признан отражать в видимых формах невидимые свойства Первообраза, без чего мы "не в состоянии (были) подниматься до созерцания духовных предметов'', "ибо мы имеем нужду в том, что нам родственно и сродно", то есть познавать Бога посредством образов и форм, содержащих в себе Его отличительные свойства. "Поэтому надлежит создавать формы и образы того, что лишено всякой формы и образа, наполняя изображение разнообразием форм ("делимых знаков") согласно нашему пониманию. Сами образы, как изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него... есть видимое невидимого".15
Отцам византийской церкви, особенно в период иконоборчества, необходимо было доказать необходимость использования в церкви миметических изображении. Наиболее полную теорию разработал один из поздних борцов за икононочитание патриарх Никифор (ум. 829) В центре его теории стоит проблема соотношения образа и архетипа. "Изображение,- определяет он,- есть подобие первообразу, через сходство запечатлевающее в себе внешний вид изображаемого и отличающееся от него только материей при различии сущностей; или: оно есть подражание и отображение первообраза, отличающееся от него но сущности и по материалу, или: оно есть произведение искусства, созданное в подражание первообразу и отличающееся от него но сущности и но материалу. <...> Итак, изображение, подобие, рельеф возможны только в отношении к действительно существующему". К разряду таких изображений Никифор относит религиозные христианские изображения и иконы, которые использовали в своей культовой практике икононочитатели."16
Так же можно отметить труды, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Феодора Студиты, у нас в России - Патриарха Никона, Иосифа Волоцкого. Истоки и основы апологетики иконопочитания на Руси восходят к классическому богословскому наследию Византии. Уже в произведении первого крупного систематизатора богословского учения об иконе "Послание иконописцу" преподобного Иосифа Волоцкого можно увидеть, насколько осведомлена была древнерусская мысль об основных положениях святоотеческого богословия иконопочитания. "Рассматривая творения таких русских писателей, как Максим Грек, Зиновий Отенский, Евфимий Чудовский, Артемий Троицкий, можно с уверенностью сказать, что почти нет такого вопроса в святоотеческом византийском богословии, который не был бы известен и нашим древнерусским книжникам. Связь образа с Первообразом; отличия служения, которое подобает только Богу, и поклонения, воздаваемого образу, иконе, царю или князю, всякому человеку как иконе Бога; непосредственная связь иконопочитания с Богово-плошением как возможность общения тварного и нетварного миров; связь иконописного творчества с преображением личности человека и под действием этой преображенной личности - преображением окружающего мира, о чем символическим своим языком свидетельствует православная икона; связь иконопочитания с православной аскетикой, без которой немыслима и не нужна икона как образ, возводящий нас к Первообразу; освящающая сила иконы как образа обоженной и преображенной материи, как священного предмета, способного быть проводником нетварной Божественной энергии; благовестническое значение иконы, способной только ей присущим языком открывать молящемуся тайны Евангельского учения, - все эти аспекты богословского содержания иконы были хорошо известны древнерусскому мыслителю"
Кроме того, очень важные истины этой теории запечатлены в 82-M" Правиле Шестого Вселенского (пято-шестого Трулльскаго) собора 692 года и особенно в Догмате иконопочитания Седьмого Вселенского собора 787 года.
В данном исследовании мы обращались к художественным и нарративным источникам. К первым относятся памятники станковой живописи XI - XV вв, при работе над темой мы обращались к следующим памятникам христианской иконографии:
" Спас Нерукотворный, ХП в. ГТГ.
Для обоснования доказательства важности церковного канона ,мы обращались к следующим памятникам:
Сошествие Святого Духа на Апостолов XV в.
Сошествие Святого Духа на Апостолов. XX в, Париж,
Для выявления отличительных особенностей стиля иконописи XIX и XVI вв.:Радость праведных о Господе (фреска). Васнецов. XDC в.
Радость праведных о Господе (фреска). Рублев
Образы: Ангел Златые Власа. ХП в, Св. Борис и Глеб на конях.XTV в. ГТГ
Троица. Андрей Рублев, ок. 1411г., Преображение, Феофан Грек. ок. 1403г.,
"Преображение".Андрей Рублев,; "Собор св. Архистратига Михаила" ".Георгий Победоносец", ХП в., ГТТ и рассматривались при изучении вопроса церковной символики.
При разработке методических материалов для факультативного курса "История Отечества в русской культуре" мы обращались, главным образом, к русской религиозной живописи. Репродукции икон, Икона "Петр и Павел" (Новгород. 15 в.) А. Дюрер. "Четыре апостола",
Эль Греко. "Св. Андрей и св. Франциск", икона "Благовещение". (Владимир. 15 в.), Эль Греко. "Благовещение"
Икона "Рождество Христово"., А. Дюрер. "Поклонение волхвов" А. Мантенья.
"Поклонение волхвов" (1466-67)
Фреска "волхвы" (Ферапонтов монастырь, Дионисий),икона "Богоматерь Владимирская". (Византия, 12 в.)
"Богоматерь владимирская". (Преп. Андрей Рублев), "Богоматерь Владимирская" (иркутский музей 17 в.)
"Богоматерь Владимирская", 17 в.. ИКОНА "СОШЕСТВИЕ ВО АД" (Псков. 16 в.)
икона "Иоанн Предтеча". (Преп. Андрей Рублев), икона " Ал. Павел" (Преп. Андрей Рублев).
"Владимирская Богоматерь", (Византия ХП в) "Казанская" "Знамение" К нарративным источникам относятся жития святых и летописи. Жития святых - жизнеописания христианских мучеников и подвижников благочестия канонизированных церковью. Этот жанр начинает складываться в Римской империи. В древнюю Русь жития святых попадают сначала&письменности - через южных славян, а также в переводах с греческого языка. Для привлекались жития, которые получили развитие в житийных иконах и иконографических образцах, (житие св. Бориса и Глеба, преп. Сергия Радонежского, бл. кн. Александра Невского и т.д.),
В процессе работы особое внимание было уделено летописям и сказаниям (Сказания о Владимировской иконе Божьей Матери, "Сказания о Борисе и Глебе"), анализ которых открывает богатый перечень фактов. В летописях и сказаниях отражены не только "перемещение" иконы, а порой и ее внешней вид. Кроме того, в летописях отражена духовная деятельность князей, выражавшаяся в храмостроительстве иконопочитании и т.д.
Сегодня в нашей общественной жизни, школьной практике мы наблюдаем попытки возвращения к церковному искусству, осмыслению его опыта в контексте истории, во взаимосвязях с искусством светским, его роли в воспитании духовных основ и преподавании художественных дисциплин. Изучая и эпоху средневековья, и историю. Древней Руси мы неизбежно должны будем обращать к религиозной культуре.
Говоря о средневековье, культуре древней Руси вряд ли можно выделить в качестве достаточно самостоятельных автономных сфер духовной деятельности философию, историю, эстетику и т.д. Стремление к такому выделению никогда не будет идти на пользу пониманию культуры средних веков как в целом, так и в данной конкретной области. "Я совершенно убежден, что средние века более, чем что-либо другое, можно понять только в целостной связи, н именно поэтому их, собственно, еще не знают..." - писал Шлегель. В качестве принципа, обеспечивающего цельность миросозерцания эпохи, а следовательно, обшекультурной картины мира, выступало богословие как общезначимая система, в терминах которой человек средневековья осознавал себя и свой мир.
Поэтому в данной работе мы попытаемся раскрыть значение иконы как духовного явления, глубоко укорененного в христианском мировоззрении, показать ее неразрывную связь с догматикой и богословским творчеством, и разработать вариант знакомства школьников с историей русской иконописи в рамках факультативного курса "История Отчества в русской культуре"
Исходя из цели в работе ставятся следующие задачи:
1.Рассмотреть икону с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии.
2.Дать понятие символа и рассмотреть символику иконы,
3.Выявить? какие аспекты истории иконописи представлены в учебниках "История Отечества"
4.Проанализировать методические исследования по вопросу организации факультативных занятий.
5.Разработать материал к факультативному курсу "История Отчества в русской культуре",

Назад