Новосибирский Государственный Педагогический Университет
Кафедра ботаники и экологии
Научно-Методический Центр по Экологическому Образованию и Просвещению
МЭБО-центр

На главную МЭБО-центр МЭБО-неделя Фотогалерея Ссылки Библиотека Форум

Проекты НАЗАД

Фитодизайн ландшафтов

Учебная программа

Принципы построения программы и обоснование структуры курса

Фундаментальной основой курса «Фитодизайн ландшафтов» являются законы устойчивого функционирования экосистем биогеосистемной экологии в сочетании с художественно-эстетическими и функциональными принципами современного экологического дизайна. Необходимым компонентом курса является использование элементов агротехники, руководящих основ образовательных технологий, использующихся в биологии. Синтетический, комплексный характер программы предопределяет пошаговую стратегию в освоении содержания данного курса.

Первый учебный блок
«включает в себя обзор истории развития фитодизайна. По мере освоения различных типов организации садового пространства осваиваются базовые компоненты садового строительства, использующиеся в настоящее время. Именно на этом этапе слушатели знакомятся с многообразными аспектами использования садово-паркового пространства, как происходила эволюция «садового быта» в истории человечества, как он трансформировался в различных культурах.
Второй учебный блок
предполагает изучение современных элементов в фито-строительстве и принципов их использования с учетом экологической целесообразности. Слушатели знакомятся с современными типами садово-парковых композиций и их «садового быта», с их региональными особенностями. Этот блок предполагает использование практических работ по ландшафтному дизайну садово-парковых композиций различного назначения.
Третий учебный блок
является специализированным. Его содержание полностью посвящено анализу современного состояния зеленых зон города Новосибирска и, в частности, пришкольных участков. В этом блоке изучаются многообразные функции, которые могут выполнять пришкольные территории, организованные по принципам ландшафтного дизайна. Закрепляющие практикумы позволят сформировать навыки планирования пришкольного участка с учетом современных принципов ландшафтного дизайна и навыки оздоровления среды в учебных аудиториях с помощью растений.
Четвертый блок
посвящен методическим аспектам организации «садового быта» пришкольной территории. Рассматриваются такие формы работы, как экскурсии, учебные тропы, практические работы, организация научно-исследовательской деятельности школьников. Логическим завершением данного курса является разработка авторского проекта ландшафтного дизайна пришкольного участка с разработкой базовых экскурсий и круглогодичного плана работы по использованию, уходу и изучению пришкольного участка.

Содержание учебной дисциплины «Фитодизайн ландшафтов»

История развития фитодизайна
Древнейшие истоки будущих садов и парков – древние культовые урочища. Античные сады. Сады Древней Руси и западного Средневековья. Сады западного позднего Средневековья. Сады Ренессанса. Сады Барокко. Сады Классицизма. Сады голландского Барокко. Русские светские сады XVII века. Сады петровского времени. Происхождение пейзажных садов. Сады Рококо. Сады Романтизма. Эклектика в садово-парковом искусстве второй половины XIX века. Городские парки XIX и XX веков. История развития композиции малого сада (сады Италии, Испании, Китая, Японии). Современные малые сады.
Проектирование садово-парковых композиций
Понятие природного и культурного ландшафта. Классификация ландшафтов и биогеоценозов, их составляющих. Использование и реконструкция природных ландшафтов для различных форм отдыха. Преобразование ландшафтов в разные эпохи и современные приемы использования природных данных. Экологический менеджмент природных рекреационных территорий. Исходные материалы для проектирования парка. Содержание и зонирование территории парка. Примеры проектирования. Проектирование отдельных элементов парка. Исходные материалы для проектирования малого сада. Элементы планировки сада. Детали малого сада.
Фитодизайн в лесостепной зоне Западной Сибири
Роль ботанических садов и дендрариев в истории развития садово-паркового искусства Западной Сибири. История озеленения города Новосибирска. Природные особенности лесостепи Приобья и их влияние на принципы формирования садов и отбора ассортимента растений. Критерии оценки декоративности растений. Декоративные растения Сибири, использующиеся в ландшафтном дизайне. Красота и мозг: психологическое восприятие красоты и правила формирования дизайна сада. Пейзажные группы как пример экологически устойчивых группировок видов, сочетающихся с эстетическими требованиями.
Особенности использования фитодизайна в школе
Методические основы экологического образования: стратегии экологического образования в мире и России, содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы. Технологические основы экологической деятельности школьников на пришкольном участке. Внешкольные формы экологического образования и использование пришкольного участка. Типы пришкольных участков и их методическое сопровождение – составление авторских проектов.

Наименование блока, раздела, темы Аудиторные занятия в уч. ч
Лекции Занятия
1 История развития фитодизайна
  • Регулярные сады
  • Иррегулярные сады
  • Современные сады
22
22
22
2 Проектирование фитокомпозиций
  • Понятие природного и культурного ландшафта. Экологический менеджмент природных рекреационных территорий.
  • Исходные материалы для проектирования парка и малого сада. Элементы планировки сада. Детали малого сада.
46
46
3 Фитодизайн в лесостепной зоне Западной Сибири
  • Природные особенности лесостепи Приобья и их влияние на принципы формирования садов и отбора ассортимента растений.
  • История озеленения города Новосибирска.
46
40
4 Особенности фитодизайна в школе
  • Методические основы экологического образования.
  • Технологические основы экологической деятельности школьников на пришкольном участке.
40
46
Итого50

Список литературы

  1. Асманн П. Современная флористика. М.: Изд-во «Культура и традиции», 1998 – 224 с.
  2. Штробель-Шульце Р. Флористика. М.: ТОО «Внешсигма», 1997 – 88 с.
  3. Гилберт Р. Комнатные растения. М.: Долинг Киндерсли, 1997. – 144 с.
  4. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения. Л.: Наука, 1983. – 616 с
  5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: «Кладезь», 1995 – 150.
  6. Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д. Фитонцидные растения в интерьере. Новосибирск: Новосибирское книжное идательство, 2000 – 112 с.
  7. Авадяева Е.Н. Русский ландшафтный дизайн. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 383 с.
  8. Залесская Л.С. Курс ландшафтной архитектуры. М.: Высшая школа, 1964. – 240 с
  9. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л.: Наука, 1982. – 470 с.
  10. Хессайон Д.Г. Все о газоне. – М.: Кладезь, 1998
  11. Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. М.: Кладезь, 1998
  12. Хессайон Д.Г. Все о саде, за которым легко ухаживать. М.: Кладезь, 1999.
  13. Хессайон Д.Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках. М.: Кладезь, 1999.
  14. Зубкус Л.П., Скворцова А.В., Кормачева Т.Н. Озеленение Новосибирска. Новосибирск: Изд-во Сибирского отд-я АН СССР, 1962.

Разработчик:
доцент кафедры ботаники и экологии
к. б. н., С.А. Гижицкая
В начало
Карта сайта
Web-design: Vesnina Natalya Copyright © 2004, E-mail: mebo@ngs.ru
Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта допускается только с разрешения авторов.